Перечислим основные функции менеджмента:
1. Прогнозирование/ планирование,
2. Организация,
. Мотивация,
. Контроль,
. Координация
. Коммуникация.
Шесть перечисленных функций менеджмента составляют основу функциональной модели оценки менеджмента - ФМОМ. Первые пять функций соответствуют пяти оценочным критериям модели и формируют структуру управления, которая, в свою очередь, определяет характер взаимосвязей организации, т.е. её коммуникацию - шестая объединяющая функция. Концептуальная схема модели представлена на рис. 2.
Рис. 2. Модель оценки менеджмента
. Прогнозирование / Планирование. Этот критерий затрагивает проблемы определения будущей стратегии. Функция планирования призвана дать ответы на три вопроса:
Насколько близка организация к достижению установленных целей и воплощению своей миссии?
В каком направлении компания будет развиваться?
Какими способами она намерена достигнуть прогнозируемых целей?
. Организация (или организовывание) включает деятельность по реализации поставленных задач, формированию рациональной структуры предприятия, обеспечению производственного процесса всеми необходимыми ресурсами: трудовыми, материальными, финансовыми, информационными. Задача руководителя на этом этапе - построить бизнес-процесс максимально эффективно.
. Мотивация заключается в том, чтобы лично заинтересовать работников в достижении целей компании.
. Контроль является формой постоянно действующей обратной связи. Он необходим для своевременной проверки качества бизнес-процесса на каждом его этапе. Хорошо налаженная система контроля повышает эффективность работы предприятия.
. Координация, как функция менеджмента, чрезвычайно важна для регулирования и постоянной диагностики системы управления. Анализ отклонений в работе и корректировка текущих планов в соответствии с изменяющейся ситуацией - одна из основных задач этой функции менеджмента.
. Коммуникация - это фактически «жизненная энергия» организации. Ее уровень определяется состоянием первых пяти функций.
Оценка системы менеджмента организации в рамках функциональной модели предполагает анализ первых пяти управленческих функций, которые соответственно являются критериями модели. Каждый из пяти критериев модели содержит по пять оценочных категорий. Каждая категория объединяет по четыре составляющих. Краткое содержание и структуру критериев ФМОМ отражает табл. 3.
Таблица 3. Весовое содержание критериев ФМОМ
Критерий |
Максимум |
Оценка |
1. Планирование |
(20) | |
1.1. Установка целей и стратегических задач |
4 | |
1.2. Сбор и анализ информации о клиентах и рынке |
4 | |
1.3. Детализация бизнес-процесса |
4 | |
1.4. Сбор и анализ информации о конкурентах и эталонных компаниях |
4 | |
1.5. Планирование ресурсов |
4 | |
2. Организация |
(20) | |
2.1. Формирование организационной структуры |
4 | |
2.2. Распределение полномочий и установление зон ответственности |
4 | |
2.3. Условия для создания самообучающейся организации |
4 | |
2.4. Выполнение основного процесса |
4 | |
2.5. Эффективность процесса создания новых ценностей для клиентов |
4 | |
3. Мотивация |
(20) | |
3.1. Лидерство и корпоративная культура |
4 | |
3.2. Условия для обучения и профессионального развития персонала |
4 | |
3.3. Уровень потребностей работников |
4 | |
3.4. Вовлечение работников в процесс совершенствования |
4 | |
3.5. Удовлетворение работников результатами своей деятельности |
4 | |
4. Контроль |
(20) | |
4.1. Система контроля качества на каждом этапе бизнес-процесса |
4 | |
4.2. Критерии оценки полученных результатов |
4 | |
4.3. Измерение степени удовлетворенности потребителей |
4 | |
4.4. Рациональное использование ресурсов |
4 | |
4.5. Соответствие полученных результатов установленным целям |
4 | |
5. Координация |
(20) | |
5.1. Соединение и координация первых четырех функций |
4 | |
5.2. Установление внутренних взаимосвязей организации |
4 | |
5.3. Система разрешения конфликтов |
4 | |
5.4. Текущий анализ отклонений: пересмотр и корректировка планов |
4 | |
5.5. Информационный менеджмент |
4 | |
6. Коммуникация (общая оценка менеджмента = Σ критериев 1-5) |
(100) |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.