Самооценка по критериям ФМОМ позволяет организации получить всестороннюю картину своей деятельности и на основе результатов диагностического исследования определить сильные и слабые стороны, приоритетные направления для улучшений, а также инкорпорировать принцип непрерывного совершенствования в работе. В основе методики самооценки по критериям ФМОМ лежит балльная система, что даёт менеджерам возможность сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки. Двадцать пять вопросов соответствуют 25 оценочным категориям. Шкала оценки отражает пять состояний управленческой деятельности:
- деятельность не ведётся;
- деятельность ведётся непостоянно, от случая к случаю;
- деятельность ведётся частично в зависимости от ситуации;
- деятельность ведётся постоянно и систематически;
- деятельность ведётся максимально эффективно (эталонный уровень).
Рис. 3 Пентаграмма оценки деятельности
Для наглядного представления результатов оценки целесообразно использовать пентаграмму (рис. 3), на которую может быть наложен коммуникационный профиль организации, построенный с учетом по каждому из пяти оценочных критериев функциональной модели. Такой подход позволяет ясно увидеть направления, по которым необходимы первоочередные улучшения системы управления. Коммуникационный профиль организации, изображенный на рис. 4, указывает на то, что компания имеет проблемы с мотивацией и контролем, и эти направления менеджмента нуждаются в детальном анализе и совершенствовании.
Рис. 4. Коммуникационный профиль организации
Особенность применения функциональной модели состоит в том, что оценка менеджмента проводится не только лицами, принимающими управленческие решения (руководители, менеджеры различных уровней), но и рядовыми работниками, т.е. теми, кто эти решения выполняет. Для получения более объективных данных желательным условием при проведении функциональной оценки менеджмента является участие в опросе порядка 80% руководителей и 50% работников.
Таким образом, средний балл по каждой из 25 оценочных категорий вычисляется по формуле:
, где
ср.n - средний балл по категории;рук.n - средняя оценка руководителей;раб.n - средняя оценка работников;- оценочная категория.
Общая оценка каждого критерия определяется как сумма средних баллов по оценочным категориям данного критерия (максимум - 20 баллов):
, где
крит. - общая оценка по критерию;ср.n - средний балл по категории;- оценочная категория.
Общая оценка менеджмента (Total Management Estimation, TME) определяется как сумма оценок по всем пяти оценочным категориям ФМОМ (максимум - 100 баллов):
, где
TME - общая оценка менеджмента (Total Management Estimation);
Iкрит. - оценка по каждому критерию;- оценочный критерий.
Общая оценка менеджмента характеризует уровень зрелости (развития) менеджмента. В оценочной схеме выделены пять уровней зрелости менеджмента организации (табл. 4).
Таблица 4. Уровни зрелости менеджмента организации
Уровень |
Оценка |
Характеристика состояния менеджмента |
I |
(0~20) |
Управление ведется бессистемно, цели не определены, либо слишком расплывчаты. Для дальнейшего развития необходимо в корне пересмотреть принципы ведения бизнеса. |
II |
(21~40) |
Система менеджмента имеет потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо. Руководству необходимо, проявив инициативу, отчетливо определить цели и разработать стратегию развития системы менеджмента на основе качества. |
III |
(41~60) |
Система менеджмента на предприятии сформировалась. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации бизнес-процесса и улучшении качества на каждом его этапе. Совершенствуя систему управления, следует учитывать важность потребителя и важность персонала. |
IV |
(61~80) |
Постоянное совершенствование качества менеджмента ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей, используя бенчмаркинг и другие стратегии совершенствования. |
V |
(81~100) |
Достигнуты максимальные результаты по всем направлениям управленческой деятельности, система менеджмента является эталонной. |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.