2) в оптовой торговле - готовая продукция закупается большими партиями, а продается маленькими. Если существуют ярко выраженные сезонные колебания, оптовики вынуждены этот спрос сглаживать. Особенно сложно управлять запасами в оптовой торговле в условиях растущего ассортимента и непредсказуемых потребительских предпочтений;
3) в розничной торговле - розничные торговцы несут затраты на представление и продажу продукции потребителю, кроме того, они рискуют в случае возможности не продажи продукции. Розничные продавцы склонны «выталкивать» запасы на предыдущие уровни канала распределения (оптовых продавцов и производителей), требуя от них быстрой доставки товаров широкого ассортимента. Особенно это характерно для крупных сетей супер- и гипермаркетов.
Также можно разделить запасы в зависимости от их целевого назначения на следующие категории:
1) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной отрасли логистической системы в другую;
2) текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
3) резервные (страховые, «буферные»), иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом) [17].
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов (рисунок 7).
Рисунок 7 - Основные виды материальных запасов
Товарные запасы - это готовая продукция у поставщиков (сбытовая), на складах и базах (складская). Производственными считаются запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Текущие запасы - часть среднего запаса, подлежащая регулярному дополнению. Страховые запасы - часть среднего запаса, служащая защитой от неопределенности [8].
Главная цель управления запасами - не допустить дефицита производства. С этой целью предприятию необходимо разработать конкретную политику управления запасами, то есть постараться четко определить, что закупать, когда, в каких объемах, как осуществлять распределение между центрами. Политика управления запасами состоит из нескольких основных этапов.
этап политики включает анализ запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в предшествующем периоде.
На первой стадии анализа рассматриваются показатели общей суммы запасов товарно-материальных ценностей - темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов и т.п.
На второй стадии анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их рамеров.
На третьей стадии анализа изучается эффективность использования различных видов и групп запасов, а также их объемы в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости и рентабельности.
На четвертой стадии анализа изучается объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.
этап - определение целей формирования запасов. Запасы ТМЦ, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:
обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);
накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов, готовой продукции) и т.п.
3 этап - оптимизация размера основных групп текущих запасов.
Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа - [Economic ordering quantity] EOQ». Она может быть использована для оптимизации размера, как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.
Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на 2 группы:
а) сумма затрат по размещению заказа (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров);
б) сумма затрат по хранению товаров на складе.
Сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов определяется по следующей формуле:
где ОЗрз - сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов, руб.;
ОПП - объем производственного потребления сырья и материалов в рассматриваемом периоде, руб.;
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.