Качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности - свойства специалиста - выпускника высшего учебного заведения, но и факторы формирования этого результата, которое зависит от цели образования содержания и методологии, организации и технологии. Все это характеристики, на формирование которых необходимо сознательно влиять, а следованно,которыми необходимо управлять. Образование нуждается в системе управления качеством, которую должен иметь каждый ВУЗ. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности.
Чем точнее построена оценка и полнее учитываются характеристики, тем более успешным может быть управление качеством образования. В свою очередь, управление зависит от его методологии и организации, которые характеризуют цели и методы их достижения, функции, полномочия и ответственность за качество образования.
Существует международный опыт управления качеством, который представлен системой тотального (всеобщего) управления качеством ТQМ. Использование этой системы возможно, но только с учетом особенностей образовательных процессов и условий российского менеджмента.
Система управления качеством может иметь формальную и неформальную основу. Первая определяет комплекс обязательных регламентов и нормативов, вторая - социально-психологическое отношение персонала к проблемам качества, атмосферу творчества и инициативы. Качество необходимо не только требовать и контролировать, но и мотивировать.
Систему управления качеством образования нельзя ввести одномоментно. Она формируется последовательно, поэтапно, в соответствии с программой ее становления и развития. Для понимания качества образования очень важно учитывать существование трех уровней познания. Управление качеством может быть ориентировано на один из этих уровней, и оценка качества, в этом случае, должна учитывать это обстоятельство.
Можно освоить тот или иной предмет на уровне общего понимания основных его положений. В подготовке любого специалиста могут быть такие дисциплины, которые необходимо знать на уровне общего понимания. И эти дисциплины должны быть известны, и занимать определенное место в учебном плане. Не следует их считать второстепенными или необязательными. Они играют свою роль в профессиональном становлении специалиста. Но их объем и методика преподавания должны учитывать именно эту их роль - профессиональный кругозор, основа для лучшего освоения других дисциплин, системность знаний.
Второй уровень познания - это глубокое освоение предмета, способность трансформации знаний на различные области познания и практической деятельности. Это уровень системологии знаний, позволяющей объяснять и предвидеть события и явления, позволяющей понимать причины и последствия событий. В профессиональной подготовке предметами второго уровня познания являются фундаментальные дисциплины, но не только фундаментальные дисциплины общепрофессиональной подготовки, но и фундаментальные дисциплины других циклов, в частности и цикла гуманитарной подготовки (для специальностей экономических, менеджмент - образования) или естественно - научной подготовки для технических специальностей.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.