Второй фактор - потенциал образования - характеризует возможности достижения цели с точки зрения ресурсов и объективных условий.
Эти факторы являются одновременно и внешними, и внутренними относительно отдельной образовательной организации. И цель, и потенциал существуют как вообще для образования в целом, так и для каждой организации в отдельности.
А вот другие факторы формирования качества образования можно условно разделить на две группы - внешние и внутренние.
К первым относятся: государственное управление образованием (деятельность Министерства образования и науки), организационно-правовое обеспечение образования (Закон об образовании, Государственные образовательные стандарты и пр.), система финансирования образования, проявление образовательных потребностей и общественное представление о качестве образования.
Вторая группа факторов - внутренние - включает состав преподавателей и студентов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, информационно-методическое обеспечение, технология образования и воспитательная работа. Особая роль принадлежит специализированной системе управления качеством (если она существует) и образовательной программе.
В конечном итоге эти факторы и определяют качество образования и как системы, и как процесса его получения и предоставления, а также качество результата образования. При этом все факторы обладают своими свойствами, можно сказать в отдельности о качестве каждого из них.
Управление качеством образования - это не только достижение его определенного уровня, но и обеспечение позитивной динамики его изменения.
Во всех современных разработках по качеству образования главный акцент делается на достижение определенного его уровня. Но в процессе общественного развития меняются потребности и условия образования и вслед за ними должны изменяться как требования к качеству, так и критерии его оценки.
Динамика качества образования может быть различной. Она может характеризоваться либо стабильностью, которая бывает устойчивой или неустойчивой, либо снижением резким или постепенным, либо возрастанием или разнообразными видами флуктуации качества. Эти тенденции отличаются и направленностью, и темпами, и ритмами изменений.
Качество образования должно повышаться. Но понимание этого недостаточно. По каким тенденциям возможно и желательно повышение качества образования, каких следует избегать:
- Тенденция поэтапной флуктуации возрастания качества образования. Она представляет собой две логистические кривые, следующие друг за другом. В этой тенденции наблюдается перелом на этапе, который можно назвать скачком качества. Он определяется значительными изменениями внешней среды и управления качеством: введением новой системы и механизма управления, достижение научно-технического прогресса, успешное реформирование образования, накопление критической массы в использовании всех факторов повышения качества.
Но тип флуктуации может быть иным. Этап заметного повышения качества сменяется этапом его снижения и далее некоторой стабилизацией. Эта тенденция характеризует возможные неудачи реформирования образования или негативное изменение внешней среды (недостаточное финансирование, недооценка роли образования в общественном развитии и пр.) Снижение качества может быть значительным или незначительным, устойчивым или эпизодическим. По-видимому, современное реформирование образования характеризуется этой тенденцией.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.