Рынок автодилеров олигополистичен: доли рынка распределены между ведущими конкурентами приблизительно поровну и с ростом рынка доли конкурентов изменяются не существенно, поэтому между основными автодилерами существуют «договорные» отношения. В последние годы на рынке наблюдается не противостояние, а, напротив, - взаимодействие основных игроков. Но данный факт касается только конкуренции между дилерами на рынке сбыта и потребителей.
Что же касается рынка кадров - здесь наблюдается острая конкуренция. И именно кадровые проблемы, прежде всего дефицит трудовых ресурсов, становятся сейчас наиболее острыми.
Как известно, проблема кадров в автосервисах и дилерских компаниях сейчас крайне актуальна. Если еще несколько лет назад сотрудник держался на одном месте два-три года, то сегодня, по данным статистики, этот срок сократился в среднем до одного года. Подобная текучка обусловлена изменениями на рынке труда и всей экономики страны в целом. Сегодня люди не боятся уходить «в никуда». Спрос на кадры высок во всех сферах, и участь безработного хорошему специалисту не грозит. Многие молодые специалисты, устроившись в одну фирму и проработав там некоторое время, приобретают опыт и уходят в другую компанию - на более выгодную заработную плату или лучшие условия труда.
На прошедшем в январе 2009 года в Санкт-Петербурге семинаре «Как сделать работу персонала автосалона действительно эффективной» были подняты многие актуальные кадровые проблемы в автомобильной отрасли, обсуждался опыт их решения. Главной кадровой проблемой в области автобизнеса является недостаток квалифицированных рабочих рук. Складывается парадоксальная ситуация: автомобильный рынок растет практически в геометрической прогрессии, здесь зарабатывают хорошие деньги, и желающих работать в этой сфере достаточно большое количество. Но на рынке труда становится все труднее найти не только квалифицированных работников, но и молодое пополнение, представители которого способны стать такими работниками. Причин этого печального явления две: демографический кризис и резко упавший уровень образования. По прогнозам специалистов, к 2010 году дефицит рабочей силы приведет к тому, что часть сервисных предприятий придется закрыть из-за отсутствия квалифицированных кадров. С 1992 года смертность в России впервые превысила рождаемость, в результате чего к 2007 году убыль населения составила 12,3 миллионов человек. В ближайшие 5-10 лет поколению, родившемуся в 1990-е годы, предстоит вступать во взрослую жизнь, эти люди придут на рынок труда. И первая проблема заключается в том, что их придет очень мало. Например, согласно прогнозу «Петростата» только в Ленинградской области, включая Санкт-Петербург, трудоспособная часть населения к 2015 году сократится на 240 тысяч человек. Уже сегодня дефицит рабочей силы превышает 100 тысяч человек, а в автомобильном бизнесе дефицит составляет порядка 5 тысяч человек. Стоит отметить, что эта проблема характерна не только для России: аналогичная ситуация наблюдается и в западных странах. Например, в Америке продавцами автомобилей часто берут людей без опыта, учат две-три недели и выпускают, как там говорят, «на пол», в шоу-румы.
Изменился и портрет кандидатов на различные должности в автосалоне. Сегодня специалист, выбирающий себе новое рабочее место, не спешит торопиться с выбором. Он тщательно оценивает все: не только перспективы карьерного роста, размер оклада, но и общий микроклимат коллектива, в котором ему предстоит работать в течение многих лет. По словам Руслана Тарусина,
директора по персоналу компании «Атлант-М», очень часто кандидаты на должность интересуются именно морально-психологической атмосферой в коллективе. Люди сами спрашивают на собеседовании, как будут происходить введение в должность, адаптация, существуют ли какие-либо дополнительные мероприятия, связанные с введением в команду. С каждым годом заинтересованность сотрудников в комфортной рабочей атмосфере возрастает Компании, уделяющие этому внимание, становятся привлекательнее как работодатели. Это очень важный момент в формировании имиджа компании.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.