В соответствии с исследованиями, проводимыми в учебно-исследовательском центре ООО «Инчкейп-Олимп» при обучении в автосалонах молодые специалисты не достигают необходимой квалификации. Это связано, прежде всего, с тем, что к моменту, когда сотрудник готов перейти на должность, требующую большей квалификации (например, из ученика механика в механики), он уже теряет интерес к самореализации через работу в данном отделе и хочет занимать руководящую должность. А поскольку обеспечить достаточное количество руководящих рабочих мест невозможно, начинается отток персонала, причем наиболее подготовленных кадров.
Таким образом, выявляется ещё одна проблема, сформировавшаяся в обстановке растущего дефицита на рынке труда: текучка кадров, которая составляет, по различным оценкам, до 80%. Человек приходит на предприятие, обучается, работает какое-то время и уходит. Стаж работы в среднем на одном предприятии составляет сейчас от 1 до 2,5 лет. Причем текучесть кадров в автобизнесе имеет весьма неприятную особенность: чаще всего с места на место переходят всей бригадой. Одна из причин этой ситуации - не только поиск все более высоких доходов, но и желание работников сделать быструю карьеру.
Понятно, что в сложившейся обстановке качественного и количественного «усыхания» источника человеческих ресурсов кадровые проблемы угрожают самому существованию бизнеса - однажды можно оказаться перед лицом того факта, что просто некому работать. Таким образом, в настоящее время основные задачи, которые стоят перед руководителем фирмы, - не загрузка своего предприятия достаточным объемом работы, даже не найм и обучение, а формирование и удержание собственной команды профессионалов. На первое место выходят задачи управления персоналом.
Последние два с половиной года на рынке труда в автобизнесе главными тенденциями были дефицит кадров и так называемая гонка зарплат. Часто это приводило к тому, что компании раздували свои штаты, набирая слишком большое количество работников. В борьбе за минимизацию текучести кадров компании создавали практически тепличные условия для своих сотрудников, в результате наблюдался застой в компании. Валентина Кравец, бизнес-консультант, кандидат психологических наук, в свою очередь, утверждает, что главной причиной того, что сотрудники «цепляются зубами» за свое рабочее место, - необдуманная щедрость хозяина компании. Как отмечают специалисты, следствием этого явилось то, что эффективность труда в нашей стране намного ниже, чем в Европе, а вот зарплаты несоразмерно высоки. «Сейчас ситуация меняется на наших глазах, - говорит генеральный директор компании «HeadHunter: Санкт-Петербург» Юлия Сахарова. - У кризиса есть и плюсы, и минусы. Положительной можно назвать появившуюся возможность избавления от неэффективных кадров. Компании будут формировать свой «золотой кадровый фонд». А специалисты перестанут требовать завышенную зарплату». Работники, по мнению специалистов, станут более лояльно относиться к работодателям.
Но в, то же время, квалифицированных кадров в автобизнесе по-прежнему не хватает. Так по статистике наиболее известных бесплатных интернет-сайтов по поиску работы, в среднем вакансий в разделе автобизнеса и автосервиса появляется около 20 за сутки. Кроме менеджеров и руководителей нужны автослесари, технические специалисты и простые рабочие.
Анализ тенденций на современном российском рынке труда позволяет диагностировать следующие проблемы, с которыми сталкиваются автодилеры:
o Превышение спроса над предложением. Компании используют любые средства, чтобы переманить хорошего специалиста. Воюя за кадры, автодилеры оттачивают технологии привлечения и удержания сотрудников с помощью конкурентоспособной оплаты, привлекательного компенсационного пакета, комфортных условий труда.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.