Удовлетворенность содержанием и характером работы занимает центральное место в управлении персоналом. Интерес к процессу деятельности может быть важным мотивирующим фактором.
Оценка удовлетворенности работников дает информацию о том, в каком направлении следует совершенствовать систему стимулирования персонала.
В анкете сотрудникам предлагалось оценить степень значимости для них каждого из указанных факторов в баллах от 0 («совсем неважно») до 10 («критически важно»). (Приложение Б).
Анкетирование проводилось в январе 2005 года по нескольким категориям персонала: топ - менеджеры, руководители отделов, специалисты и рабочие. Всего в исследовании приняли участие 181 человек, из них 2 - топ -менеджера,39 - руководителей отделов,77 - специалистов и 93 - рабочих. Результаты анкетирования были обработаны и приведены в Приложении А и на рисунках.
Рис.11.Удовлетворенность персонала оплатой руда, условиями и содержанием работы.
Исследование позволило сделать вывод, что такие факторы как «переменная часть зарплаты», «здоровая атмосфера в коллективе», «постоянная часть зарплаты», «информирование» не удовлетворяют руководителей отделов.
Рис.12.Удовлетворенность персонала оплатой руда, условиями и содержанием работы.
Исследование показало, что такие факторы как «возможность профессионального и личностного роста», «содержание самой работы», «переменная часть зарплаты», «признание со стороны руководителей и коллег», «возможность продвижения по службе», «постоянная часть зарплаты», «информирование» и «принятие управленческих решений» не удовлетворяют специалистов.
Рис.13.Удовлетворенность персонала оплатой руда, условиями и содержанием работы.
Обработка результатов анкетирования свидетельствует, что такие факторы как «признание», «информирование» и « участие» неблагополучна ситуация не только у рабочих, но и у специалистов и руководителей отделов. Наиболее критическое положение наблюдается среди рабочих. Самые низкие оценки удовлетворительности по фактору «корпоративные мероприятия» оказались специфическими только для рабочих.
Результаты исследования удовлетворенности персонала оплатой руда, условиями и содержанием работы, легли в основу разработки комплексной программы материального и нематериального стимулирования производственного персонала в 2006 году. Программа была определенна именно на рабочих, она частично охватила и другие профессиональные группы.
Разработанная программа включала следующие направления преобразований:
1. Реорганизация системы оплаты труда рабочих. На основных производственных участках были полностью отменены сверхурочные выплаты и «заморожены» должностные оклады, но разработана и внедрена новая премиальная система, позволяющая рабочим зарабатывать в зависимости от перевыполнения нормативных значений ключевых показателей эффективности (KPI - Key Performance Indicators) (объем производства, процент брака, трудовая дисциплина и других).
2. Регулярное обучение и развитие сотрудников. В течение года были проведены корпоративные тренинги по формированию базовых управленческих навыков и развитию коммуникативной компетентности с участием всех мастеров и начальников производственных участков предприятия.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.