Оценка персонала имеет своей целью изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей с целью оценки перспектив роста (ротации), а также разработки кадровых мероприятий, необходимых для достижения целей кадровой политики.
Сущность оценки персонала можно определить с позиций трех укрупненных подходов, в рамках которых оценка рассматривается как:
· процесс, деятельность (процессуальный подход);
· результат процесса, деятельности (содержательный подход);
· функция управления персоналом или способ, направление использования процесса и результата оценки (функциональный подход).
В процессуальном подходе оценка персонала организации предстает в виде определенной этапной последовательности осуществления оценочных технологий и процедур. Основное внимание уделяется планированию, организации и осуществлению сравнения нормативных характеристик с фактическим уровнем показателей оценки. В рамках данного подхода оценка представляет собой комплекс мероприятий следующего характера: а) подготовительного (обоснование объекта, предмета, субъекта оценки, выбор методов и инструментов оценки, формирование технологии и процедур оценки); б) содержательного (непосредственно процесс оценки); в) заключительного (интерпретация и использование результатов оценки).
Процессуальный подход предполагает следующую трактовку: оценка персонала организации представляет собой целенаправленный процесс выявления степени соответствия работников требованиям должности или рабочего места. К процессуальному подходу относится и рассмотрение оценки как процедуры сравнения оцениваемых параметров с эталонными требованиями.
Содержательный подход акцентирует внимание не на процессе осуществления оценки, а на его результате. То есть в содержательном аспекте оценка выступает конечным результатом оценочного процесса в виде характеристики оцениваемого объекта, описания его свойств и соответствия эталонному значению.
В рамках третьего подхода оценка представлена как функция управления персоналом. При этом оценка рассматривается в качестве ключевого направления менеджмента персонала, определяющего эффективность реализации других элементов управления персоналом и организацией в целом, и выступающего в качестве информационного и процессуального обеспечения.
С точки зрения функциональной роли оценка призвана содействовать лучшему использованию человеческих ресурсов организации. Кроме того, оценка служит инструментом достижения целей организации, органично сочетаясь с другими направлениями работы с персоналом и выполняя основополагающую функцию в системе управления персоналом.
Все три подхода связаны друг с другом, и их комплексное применение позволяет всесторонне представить многогранность оценки персонала.
Ниже, в таблице 2.1, приведены примеры некоторых критериев, которые используются на практике при оценке персонала.
Таблица 2.1 - Критерии, используемые при оценке персонала
Показатели |
Критерии |
Количественные показатели |
Производительность труда Объем продаж в штуках Объем продаж в рублях Количество обработанных документов Количество заключенных контрактов Количество откликов на рекламу |
Качество работы |
Количество ошибок (при печатании бумаг, заполнении бланков, ведомостей и других документов) Уровень брака Количество жалоб или претензий со стороны клиентов работы |
Потери времени |
Число прогулов и невыходов на работу Число опозданий на работу Количество и частота несанкционированных перерывов |
Текучесть кадров |
Количество увольнений по инициативе администрация Количество увольнений по собственному желанию |
Обучение, развитие и продвижение по службе |
Время, требующееся для достижения установленных стандартов выполнения работы Сколько раз работник рассматривался как кандидат на продвижение Время, затрачиваемое на обучение Стоимость обучения работников |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.