· административная цель - принятие кадровых решений на объективной и регулярной основе (профессиональная подготовка, изменение оплаты труда, трудовые перемещения и пр.).
Все приведенные аспекты основной цели отражают потенциальные возможности оценки персонала и в такой трактовке пересекаются по смыслу с функциями оценки, т. е. демонстрируют роль оценки, её предназначение и смысл существования. В частности, главная функция всей системы оценки персонала заключается в определении уровня имеющихся трудовых способностей и резервов развития трудового потенциала работников, групп и организации в целом для принятия управленческих решений по широкому спектру направлений управления персоналом (отбору, планированию персонала, обучению и пр.).
В структуре системы оценки персонала можно выделить следующие последовательные горизонтальные уровни:
• формирование системы оценки - научно-методическая разработка системы оценки персонала и её компонентов;
• обеспечение процесса оценки - создание технической, информационной, нормативно-правовой базы для осуществления процесса оценки и реализации её результатов.
1 осуществления процесса оценки - производство услуг оценки;
2 использования результатов системы оценки - реализация управленческих решений на основе информации, полученной посредством оценки или, другими словами, потребление услуг оценки.
Осуществление любой оценки предполагает получение объективной и достоверной информации об оцениваемом объекте, на основе которой возможно принятие обоснованных управленческих решений. Объективность оценки деятельности персонала предприятия обеспечивается применением обоснованной методики оценки и соблюдением принципов оценки.
Общими принципами осуществления любой оценки являются:
· Комплексность или всесторонний подход к оценке, который особенно важен применительно к управлению персоналом, так как многие явления и процессы, происходящие в этой области, характеризуются сложным переплетением и взаимодействием большого количества факторов и условий.
· Приоритетность. Давая всестороннюю оценку различных аспектов кадровой работы, необходимо вместе с тем выделять и акцентировать внимание на главных её моментах и приоритетных критериях.
· Непрерывность. Оценка должна осуществляться не от случая к случаю, а постоянно, на различных этапах разработки и осуществления кадровых решений. Такой подход позволяет проводить кадровый анализ, выявлять изменения и своевременно принимать необходимые кадровые решения.
· Надёжность. Используемые методы оценки должны достаточно точно характеризовать рассматриваемые явления и процессы и их применение должно быть обоснованно в каждом конкретном случае.
· Справедливость оценки. Поскольку в управлении персоналом многие способы оценки адресованы непосредственно к людям, влияют на их мотивацию и удовлетворённость работой, важно учитывать восприятие форм и методов, а также результатов оценки конкретными людьми.
Соблюдение вышеперечисленных принципов применительно к оценке деятельности персонала позволит получить более достоверные данные о состоянии и использовании кадрового потенциала и результатах работы персонала предприятия.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.