Для повышения эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий необходимо не только проводить глубокий экономический анализ всех сторон деятельности, но и совершенствовать приемы и методы анализа, использовать современную вычислительную технику, математические методы.
Чтобы анализ показателей по труду и его оплате был более действенным, необходимо проводить его комплексно, во взаимосвязи одних показателей с другими. При анализе расходов на оплату труда необходимо учитывать объем и структуру реализуемых товаров, численность торговых работников, их выработку и среднюю заработную плату. В ООО «ТОП-КНИГА» анализа показателей по труду и средств на его оплату практически не производится. Не рассчитывается рост или снижение и причины изменения этих показателей, и тем более, не рассчитываются факторы, вызвавшие эти изменения.
При сравнительном анализе средств на оплату труда эффективно применение группировок по размеру продаж, уровню расходов на оплату труда, уровню производительности труда торговых работников, выявление закономерностей и тенденций в развитии этих показателей. В процессе анализа полезно бывает применение математических методов, с помощью которых выявляется теснота связи между отдельными анализируемыми явлениями.
Совершенствование анализа показателей труда и его оплаты способствуют и расчеты коэффициентов численности, в частности, коэффициентов обеспеченности кадрами, насыщенности специалистами с различным уровнем образования, текучести и др. На практике такие расчеты не ведутся. Вместе с тем, наличие такого анализа позволяет правильно использовать трудовые ресурсы, своевременно замещать должности специалистами, повышать специальный уровень подготовки персонала, учитывать изменение выработки в зависимости от квалификационного состава, режима работы каждого конкретного предприятия.
В целях совершенствования анализа показателей по труду рекомендуется исследуемому предприятию проводить стратегический и оперативный анализ.
Стратегический анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности качественных показателей, в том числе и трудовых. Сопоставление этих показателей с показателями конкурентов, можно своевременно принять меры к повышению своей конкурентоспособности и эффективности.
В процессе оперативного анализа следует изучить показатели, характеризующие с одной стороны результаты работы - объемы реализации производительность труда, прибыль, с другой стороны - ресурсы (трудовые и материальные) и затраты, в том числе на заработную плату.
Интенсивное развитие торговли предполагает, чтобы качественные факторы преобладали в использовании не только трудовых ресурсов, но и расходов на оплату труда. Если рост численности работников является следствием увеличения объемов оборота розничной торговли, сопровождается повышением эффективности труда и опережающими темпами роста реализации на одного работника над средней заработной платой, то такое увеличение численности персонала следует считать экономически оправданным.
Для усиления роли аналитической работы в повышении эффективности работы предприятия предлагается и более глубоко изучать трудозатраты по реализации товарной массы и соотношение темпов изменения производительности труда и средней заработной платы.
Для более эффективного использования кадров рекомендуется:
повысить уровень организации труда и трудовую дисциплину (разработать необходимые должностные инструкции);
регулярно пересматривать внутренние регламенты по оплате труда (коллективные договоры, нормы выработки, индивидуальные коэффициенты затрат);
сотрудничать с фондом занятости.
Снижение текучести кадров ООО «ТОП-КНИГА» является задачей первостепенной важности.
Выявленную нами проблему - текучесть кадров можно решить с использованием методов организационного и экономического воздействия на персонал. Метод дерева целей предполагает выявление альтернативных вариантов разрешений возникшей проблемной ситуации. Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Приведем их в виде дерева целей (рисунок 3.4).
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.