Примерно после 2-4 лет с момента создания заметно усиливается потребность малых предприятий в осуществлении инвестиций с целью сохранения конкурентоспособности бизнеса. Это обуславливает обострение проблемы дефицита финансовых средств для развития по мере "старения" фирм: данная проблема существенна для 21% фирм, созданных в 2000-98 гг., для 33% предприятий, созданных в 1993-95 гг., и 36% предприятий, организованных до 1992 г. включительно.[23, с.110]
Основная цель (стратегия развития бизнеса), которая ставится перед предприятием, связана со стадией его развития. Наблюдаются две основных зависимости: с одной стороны, по мере "старения" бизнеса все меньшее число фирм рассчитывает на динамичное развитие, с другой стороны, возрастает доля предприятий, ориентированных на стабилизацию положения с созданием условий для развития, при этом остается почти неизменной доля предприятий, цель которых - выживание. Наиболее жесткий естественный отбор предприятий происходит в первые 1-2 года деятельности. Так наиболее полярно возможные стратегии развития представлены в группе предприятий, созданных в 2002 г.: 36% из их числа ставит цель динамичного развития, 45% - выживания, только 19% - стабилизации положения.
Таблица 1.3-Стратегия бизнеса в зависимости от длительности существования малых предприятий (частота ответов респондентов, в % от числа ответивших)[14 с.158]
Стратегия бизнеса |
Дата создания предприятия | ||
До 1993 г. |
1993-1999 гг. |
2000-2002 гг. | |
Обеспечить выживание предприятия |
42 |
43 |
43 |
Стабилизировать положение предприятия с созданием условий для его развития |
39 |
35 |
32 |
Обеспечить динамичное развитие предприятий |
19 |
22 |
25 |
Количество ответивших |
85 |
83 |
91 |
Таким образом, МБ достаточно эффективно использует преимущества начальной стадии своего существования (ориентированность на платежеспособный спрос, наличие льгот, достаточно новое оборудование и технологии), но в последующем предприятия начинают испытывать все возрастающее давление недостатка финансовых ресурсов для инвестиций, осуществления перепрофилирования или диверсификации своей деятельности в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка.
То, что динамичное развитие соотносится с начальной фазой деятельности предприятий - это вполне естественно, а наличие "старых" предприятий с такой стратегией может свидетельствовать о стремлении выйти за рамки МБ, причем не обязательно путем прямого увеличения масштабов бизнеса, а благодаря созданию совокупности малых фирм.
На первом месте для любого предприятия всегда стоят задачи обеспечения устойчивости текущей деятельности, только при этом условии возможно реальное повышение инвестиционной активности. Поэтому ключевое место в финансовой политике предприятий занимают финансовые технологии, направленные на обеспечение необходимыми ресурсами текущей деятельности.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.