Как и большинство завоевателей, Александр Великий столкнулся с одной из самых больших проблем длительных походов, которые не раз приводили к кризису командующих различных войск: многочисленной армии требуется большое количество провизии. Все запасы продовольствия подвозились чаще всего по водным путям, так как не было хороших дорог. Поэтому было необходимо защищать запасы еды в ситуации, когда флот врага мог полностью разгромить баржи, способные продвигаться только вдоль побережья.
Традиционное решение - построение собственного флота для защиты провизии и военных действий. Так, например, поступил Юлий Цезарь, запросив дополнительные средства из Рима. Однако у Македонского не было ни времени, ни денег для дополнительных вложений во флот.
Его решение стало хрестоматийным и до сих пор изучается в морских училищах мира. Он стал первым полководцем, выигравшим сражение с суши.
Наглядно процедура рефрейминга на примере Македонского может быть представлена следующим образом.
Формулировка проблемы:
Пополнение продовольствия = слабость собственной армии, невозможность продвижения.
Возможная формулировка рефрейминга:
Пополнение продовольствия = слабость армии врага, невозможность его продвижения.
Предметом тщательного анализа стала сформулированная мысль: «В каких случаях данное утверждение может быть правдой? Какое преимущество это дает? Как можно построить собственную победу на слабости врага?»
Любая флотилия нуждалась в пресной воде и не могла в те времена преследовать противника более чем два дня пути без ее запасов. Их пополнение и стало главным козырем в выигрыше. Александр развернул свою армию вдоль всех источников пресной воды на берегу по маршруту движения, а те водоемы, которые нельзя было контролировать, - отравил. Таким образом, враг не мог легко его преследовать и легко нападать. А в случае попыток пополнения пресной воды, сам попадал в западню.
Главный урок любого системного рефрейминга на более высоком уровне обобщения (метауровне) состоит в гениальной мысли: слабость и преимущество легко переходят друг в друга. А самым главным противником выхода из кризиса является способ решения, который применялся обычно.
Важно выделить инструменты, которые способствуют поиску системного рефрейминга:
1) Многопозиционный анализ ситуации (позиции восприятия).
2) Уточняющие вопросы, «правильные вопросы» (Метамодель).
3) Многофакторный и многоуровневый анализ с выделением ключевого фактора (логические уровни).
4) Выявление базовых установок в системе (структура убеждений и пресуппозиции).
Можно представить стратегию создания рефрейминга ситуации в виде последовательности ключевых этапов:
- Анализ системы.
- Определение ключевых факторов и установок (пресуппозиций) системы.
- Выделение ключевой проблемы.
- Переформулирование проблемы (часто просто создание противоположной формулировки).
- Подбор «правильных вопросов», которые способствуют нахождению решений.
- Поиск множества ответов и решений (поведенческая гибкость).
- Создание пошаговой стратегии действий (оптимизация поведения).
На более детальном уровне описания способов создания системного рефрейминга можно определить несколько стратегий.
В частности Плигин А.А. прделпгет использовать следующую технологию системного рефрейминга:
. Найдите сложную ситуацию.
. Ответьте на вопрос: «Что конкретно в ней негативного?»
. Четко сформулируйте все негативные результаты и их последствия.
. Подумайте, чему позитивному эта ситуация вас может научить.
. Ответьте на вопрос: «Что позитивного есть в сложной ситуации?»
. Какие позитивные эффекты будут у такого развития событий? Как использовать случившееся событие для достижения каких-либо собственных (коллективных) целей?
7. Вернитесь к проблеме, негативным следствиям и их эффектам, переформулируйте их. Например, потеря ведущего сотрудника - это наличие конкурсного места для лучшего специалиста, возможность перераспределить функции и повысить зарплату другим, начать перестройку отдела, повысить другого и т.д. Найдите как можно больше переопределений (простое использование рефрейминга).
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.