Для успешного проведения результативной и тщательной диагностики организационной культуры Локомотивного депо Новосибирск использует инструмент оценки OCAI для определения ее фундамента. Для этого мы заполнили вопросник, требующий индивидуальных ответов по шести пунктам. При этом оценим анализируемую организацию такой, какова она в настоящее время и какой ее хотят видеть работники предприятия (табл. 10), дав оценку преобладания той или иной ее характеристики в процентном выражении по следующим направлениям:
-важнейшие характеристики;
общий стиль лидерства в организации;
управление наемными работниками;
связующая сущность организации;
стратегические цели;
критерии успеха.
Итак, каждый из шести вопросов, включенных в инструмент OCAI, предполагает четыре альтернативы ответов.
Распределим баллы 100-бальной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует анализируемой организации. Наибольшее количество баллов дадим той альтернативе, которая более других напоминает организацию.
Таблица 10 Оценка действующей и предпочтительной организационных культур Локомотивного депо Новосибирск
1. Важнейшие характеристики |
Теперь |
Предпоч-тительно | |
А |
Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего |
20 |
20 |
В |
Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск |
35 |
35 |
С |
Организация ориентирована на результат. Главная забота - добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели |
30 |
30 |
D |
Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами |
15 |
15 |
Всего |
100 |
100 | |
2. Общий стиль лидерства в организации | |||
А |
Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить. |
20 |
20 |
В |
Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску |
10 |
10 |
С |
Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты |
25 |
25 |
D |
Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности |
45 |
45 |
Всего |
100 |
100 | |
3. Управление наемными работниками | |||
А |
Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением бригадной работы, единодушия и участия в принятии решений |
30 |
30 |
В |
Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности |
20 |
20 |
С |
Стиль менеджмента организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений |
25 |
25 |
D |
Стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях |
25 |
25 |
Всего |
100 |
100 | |
4. Связующая сущность организации | |||
А |
Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации находится на высоком уровне |
25 |
25 |
В |
Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах |
15 |
15 |
С |
Организацию связывает воедино акцент на достижении цели и выполнении задачи. Общепринятые темы - агрессивность и победа |
35 |
35 |
D |
Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного кода деятельности организации |
25 |
25 |
Всего |
100 |
100 | |
5. Стратегические цели | |||
А |
Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие |
20 |
20 |
В |
Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание возможностей |
20 |
20 |
С |
Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке |
30 |
30 |
D |
Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций |
30 |
30 |
Всего |
100 |
100 | |
6. Критерии успеха | |||
А |
Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности наемных работников делом и заботой о людях |
25 |
25 |
В |
Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор |
25 |
25 |
С |
Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха - конкурентное лидерство на рынке |
25 |
25 |
D |
Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют надежная поставка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты |
25 |
25 |
Всего |
100 |
100 |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.