Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению достаточно широко. Скажем в Оксфордском словаре английского языка, менеджмент определяется так: способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.
Рис.1. Часто используемые подходы к определению менеджмента
В специальной литературе по управлению этот термин также трактуется широко и многосторонне, что отражено на рис.1, где представлены методы, наиболее часто используемые при определении менеджмента. Между ними нет противоречий, наоборот, они взаимодополняют друг друга, что позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать вывод о его значимости и необходимости изучения.
Представим краткий анализ определений различных сторон менеджмента.
. При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается, прежде всего, его процессный характер. Управление организацией может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей наиболее эффективно.
. Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и от многих других факторов.
Роль управления в организации была определена им следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить, координировать и контролировать.
В настоящий момент этот перечень может быть дополнен и выглядеть в виде следующей логической цепочки действий:
§ установление целей - определение будущего состояния организации;
§ формирование стратегии - определение способов достижения цели;
§ планирование работы - определение задач конкретным исполнителям;
§ проектирование работы - определение рабочих функций исполнителей;
§ мотивирование деятельности - целенаправленное воздействие на работника;
§ координация работ - согласование усилий исполнителей;
§ учет и оценка работы - измерение результатов работы и их анализ;
§ контроль хода работы - сопоставление результатов с целями;
§ обратная связь - корректировка целей.
. Менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления. Менеджер - определенная категория людей, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации.
. Во многих определениях менеджмента авторы делают акцент на то, что управление это самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Основу этой научной дисциплины составляет вся сумма накопленных за многие тысячелетия управленческой практики знаний, предоставленная в виде концепций, теорий, принципов, касающихся природы, способов и форм управленческой деятельности.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.