.Наряду с этим широко понимания менеджмента как искусства. Оно базируется на том, что организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды.
Завершая рассмотрения понятия «менеджмент», необходимо отметить различия его с понятием «управление».
В управлении выделяют субъект - активную часть, вырабатывающею управляющие воздействия, и объект управления - часть, подвергающеюся воздействию управляющих сигналов.
Функция (дословно - действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.
Функции управления можно условно разделить на общие и специальные. Количество и состав тех и других неопределенны. Анализ существующих классификаций функций менеджмента показал, что общие функции управления объединяются в следующие группы, (общность определяется их повторяемостью, цикличностью): планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль и координация. Перечень функций расширяется по мере усложнения производства и управления.
Рассмотрим 4 основных функций менеджмента.
Функции управления:
. Планирование
Функция планирования предполагает принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
В современной практике управления руководители отвечая на поставленные выше вопросы, используют методику SWOT (ССВУ) анализа - определение Сильных и Слабых сторон организации Возможностей и Угроз. Отвечая на 1-й вопрос, руководители должны оценивать сильные и слабые стороны внутренней среды организации (например, в таких областях как: производство, трудовые ресурсы, финансы и маркетинг). Отвечая на 2-й вопрос, руководители определяют и оценивают окружающую среду организации, какими должны быть цели организации, а также угрозы достижению этих целей. Отвечая на 3-й, определяют возможности организации в будущем.
Планирование - это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана.
. Организация.
Организовать - значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнить свои задачи.
Под организационной структурой предприятия понимается объединение его отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед организацией и её подразделениями целями, и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками организации, ответственными за деятельность структурных подразделений. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. В организационных структурах требования к совершенствованию систем управления выражаются в тех или иных принципах.
. Мотивация.
Мотивация - это создание внутреннего побуждения к действиям, которые являются результатом сложной совокупности постоянно меняющихся потребностей.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.