В ВУЗах внедряется система менеджмента качества. Анализ состояния высшего образования приводит к выводу, что существует рассогласование процессов, связанных с реформированием и модернизацией системы высшего образования. Педагогический менеджмент активно развивается, но вопросы управления высшим учебным заведением в современный период мало затронуты учеными-исследователями в области педагогики и педагогического менеджмента.
Данное направление в настоящее время становится объектом пристального внимания российских ученых. Проблемы управления образованием нашли отражение в работах В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, В. А. Болотова, В. И. Данильчука, В. И. Загвязинского, Б. С. Гершунского, A. A. Грекова, В. А. Караковского, Е. Г. Мартынова, В. Л. Матросова, Ю. А. Назарова, А.И. Пригожина, A. M. Радькова, Н. Л. Селивановой, H. A. Селезневой, Н. К. Сергеева, А. П. Тряпицыной, K. M. Ушакова, И. Г. Фомичевой, В. Д. Шадрикова и др. Несмотря на огромный интерес исследователей, проблема повышения качества образования по-прежнему остается нерешенной. Это обусловлено следующим [14]:
отсутствие общей теоретико-методологической платформы построения теории образования, нечеткая постановка цели образовательного процесса в целом и в высшей школе в частности;
преобладание упрощенного подхода к управлению качеством образования, основанного на представлении результата, как предсказуемого следствия приложенных усилий;
фактическое преобладание экстенсивных путей совершенствования подготовки будущих специалистов, несмотря на необходимость ее интенсификации;
несоответствие современных требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса его фактическому уровню;
отсутствие точной и единой системы мониторинга и оценивания образовательного процесса, соответствующей современным требованиям к оценке качества образования;
отсутствие в педагогике четко разработанной методологии измерения, недостаточное развитие и распространение идей педагогической квалиметрии. Не разработаны эффективные варианты управленческих технологий с позиций современных идей синергетики и квалиметрии;
не сформировалась целостная концепция внутри ВУЗовского управления качеством образования с позиций современных достижений различных наук, в частности, философии, педагогики, специальных предметов и методики их преподавания.
Практический опыт многих учебных заведений показывает, что обеспечение эффективно действующей системы менеджмента качества (СМК) высшего учебного заведения, составляет определенную сложность, поскольку любая организация образования является, прежде всего, педагогической системой, в которой установление процессов и документирование процедур не могут в полной мере обеспечить качества ее жизнедеятельности. Эффективность работы высшего учебного заведения зависит от решения многих задач, значимость и уровень сложности которых разные. Совокупность таких задач и их решение составляют систему, обеспечивающую развитие и динамику ВУЗа. Все элементы системы функционирования ВУЗа составляют комплексность методов управления, которые обеспечивают охват всех сторон его деятельности по достижению эффективности.
Проблема совершенствования управления качеством образования актуализируется для ВУЗов сегодня по нескольким причинам. С одной стороны, на качество образования в ВУЗе все больше обращают внимание будущие абитуриенты, возможности которых выбрать тот или иной ВУЗ, с учетом получения высшего образования на платной основе, значительно выросли. С другой стороны, возрастают требования рынка труда к квалификации выпускника, а, следовательно - к авторитету высшего учебного заведения, диплом которого предъявляется выпускником потенциальному работодателю. Таким образом, для современных абитуриентов актуальным стал вопрос качества потенциального полученного образования. И в свою очередь, перед руководителями ВУЗов и их структурных подразделений встает проблема создания таких условий его функционирования и управления, которые гарантировали бы высокое качество образования своих выпускников.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.