Проблемы управления высшим учебным заведением предполагают наличие в нем менеджмента на всех уровнях. Характеризуя подход к решению проблем качества высшего образования, следует отметить, что стратегия развития образования строится с учетом концепций устойчивого развития, непрерывного образования, глобализации знаний, непрерывности процесса реформирования и усовершенствования. В этом контексте рассмотрим более детально подход к качеству, основанный на требованиях международных стандартов ISO 9000:2000; концепцию Всеобщего менеджмента качеством (TQM); вопросы мониторинга качества высшего образования.
Использование системы управления качеством высшего образования в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000:2000.
В настоящее время в ВУЗах могут быть использованы следующие три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на таких методах и подходах [5]:
1. оценочный подход управления качеством деятельности ВУЗа (SWOT-анализ);
2. концепция, основанная на принципах Всеобщего менеджмента качеством (TQM);
. подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000.
Модель управления, основанная на оценочном подходе, предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности ВУЗа, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения выявленных проблемных ситуаций и улучшения деятельности.
Модель менеджмента, основанная на принципах TQM (всеобщего управления качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности учреждения, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у ВУЗа четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах его деятельности. Всеобщий менеджмент качества предполагает процессный подход к деятельности, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством.
Модель менеджмента, основанная на требованиях международных стандартов качества серии ISO 9000:2000, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM в данной модели основным инструментарием менеджмента является документированная система менеджмента, ориентированная на качество (в виде соответствующих стандартов, инструкций и т.д.).
Наиболее важным моментом создания и функционирования системы менеджмента качества в любой организации, в том числе ВУЗе, является ориентация на потребителей: выявление их требований и оценка степени соответствия установленным требованиям. Актуальность исследования удовлетворенности потребителей образовательных услуг заключается в том, что полученные результаты позволяют не только диагностировать образовательный процесс, но и эффективно управлять им, что очень важно на первоначальном этапе формирования СМК.
Для внедрения системы менеджмента качества необходимо[5]:
1. оптимизировать организационную и штатную
структуру ВУЗа (назначение руководителей процессов; разработка и актуализация процессной модели);
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.