Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. [39, С. 136]
В настоящее время для предприятия возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Действие организации и ее руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Всё шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научного обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Из чего состоит непосредственное окружение предприятия можно рассмотреть на рис. 10. [39, С. 136]
Рисунок 10- Внешнее окружение предприятия ООО «Сапсан»
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
Факторы внешней среды взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. [39,С.136]
На первом этапе исследования проведем STEP -факторный анализ влияния внешней среды на деятельность ООО «Сапсан» (таб.5). [19,С.217]
Таблица 5
Анализ факторов макросреды ООО «Сапсан»
Группа факторов |
Фактор |
Характер и сила влияния на организацию |
Возможная реакция организации | ||
(«+», «-») |
баллы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Экономические |
1. Уровень инфляции |
«-» обесценивание накоплений организации |
3 |
Предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки, а также введение других финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств | |
«-» возможность получения денежных средств, на основе курса доллара |
2 |
Покупка и продажа валюты | |||
«-»получение долгосрочных займов |
1 |
Расширение капитального строительства и внедрение других долгосрочных проектов | |||
2. Сокращение доходов потребителей |
«-» падает платежеспособный спрос на товары, затрудняется сбыт, вынужденное сокращение объемов реализации |
4 |
Проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков сбыта, разработка системы стимулирования продаж | ||
3. Рост безработицы |
«+» возможность получения по более низкой цене квалифицированных кадров |
2 |
Формирование рациональной кадровой структуры | ||
4. Низкий уровень средней зарплаты |
«+» построение системы мотивации основано на материальных. стимулах |
2 |
Установление сотрудникам зарплаты, выше среднего уровня в целом по стране | ||
«-» снижение спроса |
4 |
Изыскание возможностей повышения зарплаты | |||
5. Установление высоких налоговых ставок |
«-» отток значительных средств в бюджет, ведет к сокращению чистой прибыли предприятия |
5 |
Изыскание путей минимизации налогов | ||
6. Снижение процентных ставок |
«+» возможность получения доп. денежных средств для развития организации |
5 |
Максимальное использование данной возможности | ||
2. Социальные |
1. Снижение уровня образования |
«-» трудности с применением новых технологий |
2 |
Увеличение вложений на профессиональную подготовку работников | |
«-» снижение трудовой дисциплины, конфликты, |
1 |
Применение социально-психологических приемов для поддержания дисциплины | |||
2. Рост мобильности |
«-» текучесть кадров |
1 |
Совершенствование системы стимулирования работников | ||
3. Правовые |
1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу |
«-» необходимость изыскания финансов ресурсов для покрытия новых отчислений |
3 |
Необходимо добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам | |
2. Низкий уровень правового регулирования экономики |
«-» нестабильность предприятия в ведении бизнеса |
4 |
Лоббирование интересов организации в органах власти | ||
«+»возможность лавирования при осуществлении своей деятельности |
2 |
Использование недостатков правовой системы в достижении целей организации | |||
4. Политические |
1. Ориентация на рыночную экономику |
«+»возможность выбора сферы хозяйственной деятельности |
3 |
Изыскание новых видов деятельности, использование возможности диверсификации бизнеса | |
2.Лоббированиеинтересов отдельных групп во властных структурах |
«-»влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество |
1 |
Финансирование участия в политике лиц, лоббирующих интересы предприятия; активная политическая позиция руководителей | ||
5. Технологические |
1. Появление новых технологий |
«+»расширение перспектив развития организации |
4 |
Появление новых технологий способствует усовершенствованию материально-технической базы и повышению эффективности производства | |
«-»моральное старение действующих технологий |
3 |
Изыскание финансовых средств на обновление технологии | |||
«-»рост уровня потребностей населения |
2 |
Проведение маркетинговых исследований, улучшение труда и быта работников | |||
6. Международные |
1. Международный финансовый кризис |
«-» снижение цен на товары |
2 |
Получение лицензии на право внешней торговли, а также отслеживание торговой политики других стран | |
«-»спад покупательной способности населения |
2 |
Поиск методов привлечения покупателей за счет более гибкой ценовой политики | |||
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.