Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.
На рис.4 представлена принципиальная схема процесса стратегического управления.
Процесс стратегического планирования включает:
определение миссии предприятия, организации;
формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
оценку и анализ внешней среды;
оценку и анализ внутренней структуры;
разработку и анализ стратегических альтернатив;
выбор стратегии.
Процесс стратегического управления помимо стратегического планирования включает также:
реализацию стратегии;
оценку и контроль выполнения стратегии.
Таким образом, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического управления.
Стратегическое управление иногда рассматривается как синоним термина «стратегическое планирование», однако это не так - стратегическое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений. Процесс стратегического управления может быть описан как логический, систематический подход для создания главных решений в организации.
Остановимся подробнее на рассмотрении всех основных компонентов процесса стратегического управления:
. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
. Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:
количественные цели;
качественные цели;
стратегические цели;
тактические цели и т.д.
Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это:
- положение организации на рынке,
инновационная деятельность,
уровень производительности,
наличие производственных ресурсов,
степень стабильности,
система управления,
профессионализм персонала,
социальная ответственность.
Как свидетельствует передовая отечественная практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и экономическую устойчивость предприятий.
. Анализ и оценка внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.
Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов:
макросреды;
непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как:
состояние экономики;
правовое регулирование;
политические процессы;
природная среда и ресурсы;
социальная и культурная составляющие общества;
научно-технологический уровень;
инфраструктура и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:
покупатель;
поставщик;
конкуренты;
рынок рабочей силы.
. Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.
Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям:
кадровый потенциал;
организация управления;
финансы;
маркетинг;
организационная структура и т.п.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.