. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку в нем принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
. Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может «провалиться», если не принять мер по его реализации.
Случаи, когда предприятия оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию, нередки. Причины этого:
неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;
непредвиденные изменения во внешней среде;
неумение фирмы вовлечь в реализацию стратегии свой внутренний потенциал.
Успешной же реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;
необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
. Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии являются логическим завершающим процессом в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями. Средством обеспечения такого соответствия является контроль, который имеет следующие задачи:
определение системы контролируемых параметров;
оценку состояния параметров контролируемого объекта;
выяснение причин отклонений параметров объекта от принятых стандартов, нормативов и других эталонов;
корректировку в случае необходимости показателей плана или хода реализации стратегии.
Главная задача такого контроля - выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии предприятия. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей организации, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми.
Каждый этап планирования имеет свое специфическое содержание для отдельных организаций. Однако использование сквозного стратегического плана может быть полезным для всех фирм и предприятий.
Кроме общей схемы, в практике стратегического планирования на американских фирмах можно выделить следующие особенности, которые необходимо учитывать и на российских предприятиях:
. Планы обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий. Программы, предусматривающие возможные варианты решений на случай изменения первоначальной стратегии, обычно не включаются в план.
. В планах оцениваются все сильные и слабые стороны фирмы при анализе благоприятных возможностей или опасных событий в окружающей обстановке.
. Планы включают данные прогнозов и предположений, которые в деталях обычно не разрабатываются.
. В большинстве планов оценка риска также не производится, при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учитывается.
. Все планы строятся на основе ожидаемых целей, которые отражаются важнейшие показатели финансовой деятельности фирмы.
. В долгосрочных планах отражаются данные о требуемых инвестициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде.
. В планах дается оценка диверсификации, происходящей в результате возможных слияний и поглощений фирмы.
Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия фирмы и описывается модель будущего с позиций весьма широкого подхода.
ОАО МУРОМСКИЙ ЗАВОД РАДИОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
О компании ОАО МЗ РИП
По отраслевой принадлежности
ОАО «МЗ РИП» является одним из предприятий Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности (Роспрома). В основном ОАО «МЗ РИП» осуществляет поставки продукции специального назначения по контрактам Государственных заказчиков. Поставки иной продукции по договорам с другими предприятиями и организациями занимают в общем объеме поставок незначительную часть.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.