Эффективность деятельности предприятия характеризует большое количество показателей, представленных в таблице Д.1.
Рассмотрим изменение в товарной, реализованной и чистой продукции ОАО «Промприбор» за последние годы в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ производства и реализации продукции
Показатель |
2007 г |
2008 г |
Темп роста, % |
2009 г |
Темп роста, % |
1. Объем товарной продукции в действующих, оптовых ценах, тыс. руб. |
405200 |
565100 |
139,4 |
536800 |
94,9 |
2. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. |
352822 |
413753 |
117,2 |
375603 |
90,7 |
3. Материальные затраты в товарной продукции, тыс. руб. |
169397 |
207628 |
122,5 |
172227 |
82,9 |
4. Амортизация основных средств, тыс. руб. |
6298 |
8054 |
127,8 |
7683 |
95 |
5. Чистая продукция, тыс. руб. |
229505 |
349420 |
152,2 |
356832 |
102,1 |
6. Объем реализации продукции в действующих оптовых ценах, тыс. руб. |
376666 |
414995 |
110,1 |
461782 |
111,2 |
По данным таблицы 5 можно отметить тенденцию роста в товарной, реализованной, чистой продукции в течение 2007-2008 гг. В 2008 товарная продукция выросла на 39,4%, реализованная на 10,1%, а чистая на 52,2%. Это было вызвано увеличением объема товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом.
В 2009 г. происходит снижение товарной продукции на 5,1%, а чистая увеличивается на 2,1%, реализованная на 11,2%. Такое увеличение реализованной продукции вызвано ростом реализации товаров и запасов продукции предыдущего периода в результате роста спроса на неё.
Материальные затраты так же увеличились в 2008 г. на 22,55, а в 2009 г. снизились на 17,1%, амортизация имеет такую же тенденцию изменения. Себестоимость товарной продукции увеличивается на 17,2% в 2008 г., а в 2009 г. снижается на 10%. При этом, темпы роста себестоимости значительно ниже темпов прироста объема производства, а темпы снижения выше. Это свидетельствует о качественном характере увеличения объема продукции: в 2008 г. было увеличено производство, а сбыт продукции вырос в 2009 г.
Графически динамика показателей производства и реализации представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика показателей производства и реализации продукции ОАО «Промприбор» в 2007-2009 гг.
Наблюдаем большее увеличение темпов роста по показателям производства и реализации в 2008 г., при этом наибольший прирост имеет объем товарной продукции, а наименьший - объем реализованной. В 2009 г. прирост продолжается только у реализованной продукции - это положительный момент для эффективности маркетинговой деятельности, следовательно, на продукцию предприятия растет спрос.
Определим остатки нереализованной продукции (Онп) за 2007-2009 гг.:
Онп2007г = 405200 - 376666 = 28534 тыс. руб.;
Онп2008г = 565100 - 414995 = 150105 тыс. руб.;
Онп 2009 г. = 536800 - 461782 = 75018 тыс. руб.
Остатки нереализованной продукции имеют максимальное значение в 2008 г., а в 2009 г. в результате сокращения объема производства и роста реализации они сокращаются до 75018 тыс. руб., следовательно, продукция находит своего потребителя.
В таблице 6 проведем анализ динамики и эффективности использования основных средств ОАО «Промприбор».
Таблица 6 - Анализ эффективности использования основных средств ОАО «Промприбор»
Показатель |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
Темп роста, % | |
2008: 2007 |
2009: 2008 | ||||
1. Объем товарной продукции, тыс. руб. |
405200 |
565100 |
536800 |
139,4 |
94,9 |
2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
130049 |
132842 |
162590 |
102,1 |
122,3 |
3. Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. |
119000 |
121200 |
149100 |
101,8 |
123 |
4. Доля активной части основных средств, % |
53,3 |
53,5 |
53,5 |
100,3 |
100 |
5 Фондоотдача, руб./руб. [1:2] |
3,115 |
4,253 |
3,301 |
136 |
77,6 |
6 Фондоемкость [2:1] |
0,320 |
0,235 |
0,302 |
70 |
128 |
7 Фондовооруженность по всем средствам, тыс. руб./чел. |
59,3 |
63,2 |
89,3 |
106 |
141 |
- по активной части основных средств |
28,9 |
30,8 |
43,8 |
106 |
142 |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.