Руководитель любой компании желает, чтобы его предприятие работало эффективно. Оценить эффективность управления не просто, поскольку единого взгляда на критерии эффективности пока не существует.
Но, помимо вышеперечисленных показателей рентабельности, существуют и другие подходы к оценке эффективности (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Комплексный подход к оценке эффективности управления социально-экономическими системами
Рассмотрим данные подходы более подробно.
Многопараметрический подход. Эффективность как степень удовлетворенности процессом его участников. При этом удовлетворенность зависит от степени реализации интересов участников в процессе.
При применении этого подхода к оценке эффективности управления необходимо выделить группы, участвующие в процессе (собственники, руководство компании, менеджеры среднего звена, потребители, общество и проч.). Каждая из этих групп имеет свои интересы в существовании предприятия, на основании которых могут быть сформулированы цели деятельности предприятия и критерии эффективности с точки зрения группы.
Поскольку интересы заинтересованных групп в деятельности предприятия разнонаправлены то, критерием эффективности управления при данном подходе выступает способность поддерживать определенный баланс между такими разными целями, как объем продаж, прибыль, доходы, соблюдение интересов персонала и покупателей, защита окружающей среды и т.п.
Эффективность управления одним и тем же предприятием с точки зрения различных заинтересованных групп будет различной. Т.е. при оценке эффективности необходимо учитывать - для кого и кем она проводится.
Основные шаги при определении эффективности управления:
. Определить «субъекта оценки», т.е. для кого или с чьей точки зрения оценивается эффективность.
. Выявить его интересы (потребности), на основе которых можно сформулировать критерии эффективности.
. Разработать показатели, отражающие цель в количественном выражении, уточнить порядок их расчета.
. Определить на основании анализа деятельности предприятия за прошлые периоды, намерений предприятия и анализа внешней среды целевые значения показателей.
Модель удовлетворенности участников
В данной модели рассматривают вопрос эффективности функционирования организаций, используя индивидов в качестве основной системы отсчета.
Анализируя эффективность организации с позиции достижения персональных целей, можно выделить две принципиально разных ситуации:
. Работник или владелец предприятия ассоциирует успешность предприятия с собственным статусом и благосостоянием;
. Предприятие рассматривается исключительно как инвестиционный проект или временное место работы.
Это позволяет активно использовать множество методов мотивации, не имеющих прямой и явно выраженной экономической составляющей.
Сложность его решения во многом связана с потенциальной невозможностью формализации всех свойств и потребностей личности. На практике выход из проблемы может быть найден путем заключения между работниками и работодателями добровольных соглашений о сотрудничестве и введении корректной системы хозяйственного учета.
Модель доминирующей коалиции. В данной модели рассматривают участников, используя концепцию доминирующей коалиции.
Главная мысль - «Организации эффективны, если они могут удовлетворять соответствующим ограничения и если результаты деятельности организаций приближаются или превышают список рекомендаций для множественных целей».
Критерий эффективности определяется доминирующей коалицией на основе достигнутых соглашений о консенсусе. Консенсус достигается путем переговоров между вовлеченными сторонами.
Следствием процесса достижения консенсуса является фокусирование внимания на целях, ограничениях и рекомендациях. Он также вынуждает доминирующую коалицию рассмотреть альтернативные расстановки этих элементов, подбирая такие уровни ограничений, при которых цели могут быть достигнуты.
Системно-ресурсное, и целевое моделирование имеют тенденцию предполагать рациональное принятие решения со стратегией, основанной на том, как лучше всего приобрести ресурсы или выжить, чтобы облегчить достижение цели.
Целевой подход. Целевой подход - это система методов и методических приемов, обеспечивающих постоянную ориентацию управленческой деятельности, планово-управляющих решений, процессов выполнения этих решений, направленных на конечные результаты, с учетом социально-экономических характеристик, которые постоянно меняются благодаря развитию системы потребностей, количественных и качественных изменений в производственном потенциале системы, в отношении которой применяется целевой подход.
Целевое управление требует ясного и четкого определения целей или желаемых результатов работы, формирование реальных программ их достижения и четкой оценки параметров работы путем измерения конкретных результатов на этапах достижения поставленных целей.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.