Этот подход можно применять выборочно и ограниченно для оценки эффективности управления предприятием по ряду причин:
цели предприятия как сложной социотехнической системы далеко не всегда сформулированы в явном виде, что делает невозможным оценку степени их достижения;
если цели сформулированы, то их обычно много и они характеризуют желаемое состояние предприятия со многих сторон (рыночные, финансовые, организационные, инновационные цели), что делает процедуру обобщения оценок степени их достижения к единой оценке эффективности управления сложной и неоднозначной.
формирование целей деятельности предприятия с учетом интересов заинтересованных групп и условий внешней среды есть одна из функций управления предприятием. От качества и правильности их постановки во многом зависит эффективность деятельности предприятия, т.е. предприятие может вполне успешно добиться поставленных руководством целей и погибнуть в конкурентной борьбе.
Операционный подход. В рамках данного подхода существуют понятия «производительность» и «экономическая эффективность».
Данный подход наиболее широко распространен при оценке эффективности деятельности предприятий, существует огромное количество показателей этой группы (финансовые коэффициенты, различного вида «-отдачи»: фондоотдача, отдача от вложений в фонд оплаты труда и пр.). Этот подход дает возможность проводить сравнения среди хозяйствующих субъектов, функционирующих в сходных условиях и давать оценки «более эффективно» или «менее эффективно».
Эталонный подход - бенчмаркинг или эталонное сопоставление. Сущность бенчмаркинга заключается, во-первых, в сравнении своих показателей с показателями конкурентов и лучших организаций. Во-вторых, в изучении и применении успешного опыта других у себя в организации.
Успех эталонного сопоставления в большой степени зависит от определения того, что будет подвергнуто сравнению. Если речь идет о стратегических вопросах, то необходимо выяснить, какие факторы особо важны для реализации конкурентных преимуществ, установить критерии измерения, полностью описывающие эти факторы, и выделить фирмы, явно добивающиеся наилучших результатов в этом секторе. Вслед за этим нужно найти те методы, которые приводят к наилучшим результатам.
Фирмы преимущественно используют для сопоставления показатели, которые отражают проблемы, такие как финансовое состояние, качество продукции. Более гибкие и менее осязаемые показатели, такие как командный дух или уровень стрессов организации, используются реже, так как трудно определить конечный объект сопоставления и произвести нормализацию информации.
Объектом для эталонного сопоставления чаще других становятся показатели, коррелирующие с ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе. Сопоставление показателей эффективности дает возможность понять уязвимые и рациональные стороны деятельности компании в сравнении с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области.
Стоимостной подход. При данном подходе важнейшей целью становится максимизация стоимости организации, а главной отличительной чертой корпоративного управления - нацеленность в будущее. Составными частями стоимостного подхода являются идеология, принципы и процессы. Идеология делает управление осознанным и задает управление движения. Принципы дают базу для обоснования оценки альтернатив. Отлаженность процессов определяет эффективность организации в реализации стратегии и достижении поставленных целей.
Руководители всех без исключения бизнес-единиц должны отчетливо осознать, что их первоочередная задача - разработка и реализация стратегий, дающих максимально возможный вклад в рост стоимости предприятия. Все другие цели (удовлетворенность потребителя, доля рынка) при таком подходе являются промежуточными.
Основополагающие принципы оценки бизнеса дают понимание фундаментальной взаимосвязи между стратегией, операциями и финансовыми результатами. Важнейшей предпосылкой достижения высоких результатов является отлаженость управленческих процессов. Их можно условно разбить на три группы. Во первых, это процессы принятия ключевых решений, и в первую очередь - стратегическое планирование. Во-вторых, это обеспечивающие процессы, где особая роль отводится процессу обучения. В-третьих, это бизнес процессы.
Стоимость (ее прирост) - это состоятельный экономический критерий, отражающий интегральный эффект влияния принимаемых решений на все параметры, по которым оценивается деятельность предприятия. Только при наличии такого критерия обеспечивается согласованность, направленность повседневных усилий на всех уровнях управления.
Модель системы открытого и закрытого типа. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.