Высокие оценки показателей, характеризующих конкурентную силу, говорят о сильной конкурентной позиции и наличии конкурентного преимущества.
Взвешенные оценки рассчитываются путем умножения оценки организации по данному показателю конкурентной силы на ее вес (например, оценка в 6 баллов, умноженная на вес данного критерия 0,10, дает взвешенную оценку 0,6).
Сравнение общих взвешенных оценок показывает, у каких конкурентов наиболее сильное или слабое положение и насколько велико конкурентное преимущество одних организаций над другими (разница между взвешенными общими оценками).
Рассматриваемая организация занимает среднее положение, уступая конкуренту 1 (на 0,55 балла) и опережая конкурента 2 (на 1,35 балла). Опережая по издержкам конкурента 1, рассматриваемая организация отстает от него по показателям качества выпускаемой продукции и обслуживания клиентов.
Сравнение рассматриваемой организации с ближайшим конкурентом представлено в таблице 5.
Для рассматриваемой организации наиболее актуальна проблема повышения качества обслуживания клиентов, на втором месте - качество выпускаемых товаров, а на третьем - совершенствование технологических навыков.
Таблица 5 Профиль конкурентных преимуществ (недостатков) организации
Выявив относительные преимущества организации в конкуренции, составим перечень ее сильных и слабых сторон с помощью SWOT - анализа.
В русскоязычной литературе все чаще встречается термин "СВОТ-анализ", который представляет собой прямой перевод английской аббревиатуры SWOT, что означает анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз: Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы.
Анализ внутренних сильных и слабых сторон включает в себя оценку "плюсов" и "минусов" самой организации.
Таблица 6 SWOT-анализ для Локомотивного депо Новосибирск
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Сильные стороны: Сравнительно низкая себестоимость. Достаточная проектная мощность |
Возможности: Высокие темпы роста спроса на услугу. Незаменимость услуги. Большая емкость рынка. Отсутствие услуг-субститутов. Увеличение числа потребителей по мере выхода из кризиса. Развитие предприятия в одно из крупнейших Отсутствие сильной конкуренции. Отсутствие сезонных колебаний спроса на услугу. |
Слабые стороны: Низкое качество услуг. Низкий уровень техники и технологий. Слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей. Отсутствие опыта у ряда работников. Низкий уровень заработной платы. Недостаток оборотных средств. Максимальные потери и хищения. |
Опасности: Риск появления новых конкурентов. Риск порчи товаров в пути. Отказ покупателей от услуги организации. |
Таблица 7 Матрица четырехпольного SWOT-анализа для Локомотивного депо Новосибирск
Возможности: Высокие темпы роста спроса на услуги Отсутствие услуг-субститутов. Развитие предприятия в одно из крупнейших в своей отрасли |
Угрозы: Риск появления конкурентов. Риск порчи товаров в пути. Отказ покупателей от продукции комбината | |
Сильные стороны: Сравнительно низкая себестоимость. Достаточная проектная мощность |
Разработка стратегий, использующих "силу" для реализации "возможностей" |
Разработка стратегий, использующих силу для устранения "угроз" |
Слабые стороны: Низкий уровень техники и технологий. Слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей. Отсутствие опыта у ряда работников. Ограниченный ассортимент. Плохо организованная торговля. Низкий уровень заработной платы. |
Разработка стратегий, минимизирущих "слабость", преодоление слабости за счет выявления "возможностей" |
Разработка стратегий, минимизирующих "слабость" и избавления от слабостей и предотвращения "угроз" |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.