Установление трансфертной цены по единичной маржинальной (переменной) поставляющего подразделения будет побуждать менеджеров подразделений действовать на оптимальном уровне выхода продукции для компании в целом только при условии, что менеджер поставляющего подразделения будет проинструктирован руководством удовлетворять спрос получающего подразделения по трансфертной цене. Хотя трансфертная цена на основе переменных издержек поощряет общую оптимальную деятельность компании, для оценивания деятельности подразделений она является плохим показателем. Так, менеджер поставляющего подразделения получит за 1000 ед. 11000 руб. в виде поступлений при указанной выше трансфертной цене. Если снова вернуться к примеру, в котором рассчитывалась прибыль для подразделения, расположенного в Москве, то увидим, что распределения в графе и, следовательно, убытки, эквивалентные постоянным издержкам в 60000 тыс. руб., будут отражены в отчете для всех уровней производства. В краткосрочном плане постоянные издержки являются неизбежными, поэтому менеджер подразделения не оказывается в более плохом положении, поскольку эти постоянные издержки все равно будут понесены, однако в долгосрочном плане их часть или все полностью могут быть устранены, и в этом случае менеджер не будет стремиться выпускать промежуточный продукт. Кроме того, применяемый здесь показатель деятельности подразделения завысит результаты получающего подразделения, поскольку весь вклад в прибыль (поступления от реализации минус переменные издержки) от реализации готового продукта будет записан на счет менеджера получающего подразделения.
Рассмотрим трансфертную цену по полным затратам без надбавки. Нам необходимо оценить постоянные издержки на единицу продукции еще на этапе планирования, чтобы принять решения, касающиеся уровня производства. Должны быть определены заранее установленные ставки постоянных накладных расходов. Предположим, что оптимальным уровнем продукции для компании в целом являются 5000 ед., которые и используются для определения ставки постоянных накладных расходов на единицу продукции. Следовательно, постоянные издержки на единицу для промежуточного продукта равны 12 руб. на ед. (60000 руб. постоянных издержек / 5000 ед.), что дает полные затраты в 23 руб. (11 руб. переменных издержек плюс 12 руб. постоянных издержек). Если трансфертная цена устанавливается в размере 23 руб. на единицу (т.е. 23000 руб. на партию из 1000 изделий), то менеджер получающего подразделения будет наращивать выход продукции до тех пор, пока чистые маржинальные поступления превышают трансфертную цену. Если обратиться к графику чистых маржинальных поступлений, то увидим, что в этом случае менеджер получающего подразделения предпочтет закупить 4000 ед. Другими словами, этот менеджер не будет расширять выпуск до 5000 ед., оптимальных для компании в целом, поскольку трансфертные издержки в 23000 руб. превышают чистые маржинальные поступления в 13000 руб. При выбранном им уровне выпуска продукции в 4000 ед. общие поступления при трансфертной цене получающего подразделения составят 92000 руб. (4000 ед. по 23 руб.), но, как видно из примера вычислений прибыли для подразделения из Москвы, общие затраты составляют 104000 руб. (44000 руб. + 60000 руб.). Следовательно, поставляющее подразделение в отчете покажет убытки, поскольку его постоянные издержки в полном объеме покрыты не будут. Таким образом, в данном случае трансфертная цена не подходит ни для оценивания деятельности, ни для принятия решений об оптимальном выпуске продукции.
Смогут ли менеджеры договориться в ходе переговоров о такой трансфертной цене, которая удовлетворяет требованиям как принятия решений, так и оценивания результатов деятельности подразделений? Если менеджер поставляющего подразделения не может избежать в краткосрочном плане постоянных издержек, у него не будет дополнительных козырей при ведении переговоров, поскольку внешнего рынка для промежуточного продукта не существует, и поэтому он должен принять любую цену, если она не ниже величины переменных издержек. В этих условиях рационально обоснованные переговоры сторон невозможны. Если постоянных издержек можно избежать, у менеджера поставляющего подразделения в ходе переговоров появляются дополни тельные козыри, поскольку он может не тратить 90000 руб., если не станет выпускать промежуточный продукт. Менеджер постарается в ходе переговоров установить цену реализации, превышающую полные затраты. Если для вычисления полных затрат выбирается уровень производства в 5000 ед., при котором единичные затраты, полученные в ходе предыдущих вычислений, составляют 23 руб., то менеджер постарается в ходе переговоров договориться о цене, превышающей 23 руб. Если проанализировать чистые маржинальные поступления получающего подразделения, то увидим, что при трансфертной цене выше 23 руб. за единицу продукции менеджер этого подразделения не будет превышать уровень производства в 5000 ед. Как показано выше, переговоры работают только в том случае, если существует внешний рынок для промежуточного продукта.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.