Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности - одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса.
Мотивация - одна из важнейших и стержневых проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Менеджеру, решающему многообразные мотивационные задачи в организации приходится побуждать других людей к выполнению определенной деятельности, приводить направленность их побуждений в соответствие с задачами организации, ориентировать их на достижение определенного результата, воодушевлять их и поддерживать их энергию и настойчивость, помогать им преодолеть апатию и усталость и т.д.
Эффективное решение мотивационных задач затрудняется тем, что мотивация как система мотивов определенного человека существует по собственным законам, не всегда понятным и тем более не всегда доступным для регуляции извне. Необходимо использовать эти силы во благо своей организации, но при этом не во вред носителям этих сил - людям.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.
Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает. Данный факт обуславливает актуальность исследования данной работы, как в научном, так и в прикладном аспектах.
Целью данной работы является изучение системы развития мотивации и демотивации трудовой деятельности в ТПП
«ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз».
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи
:
- изучить теоретические аспекты мотивации персонала в организации;
- изучить исследуемую организацию, структуру управления, виды деятельности, существующую систему мотивации;
- выявить факторы демотивации персонала организации;
- предложить методы развития мотивации персонала в организации.
Предмет исследования дипломной работы - ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз».
Объект исследования - система мотивации персонала на предприятии.
Методологической основой исследования являются метод сравнения, метод обобщения, метод анализа.
Теоретической основой работы являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области управления персоналом организации. В числе информационных источников в работе были использованы научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, официальные документы.
Теоретические основы системы мотивации и демотивации персонала в организации
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.