В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующей уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализ и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
Рентабельность продаж (показатели оценки эффективности управления);
Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности);
Для рассматриваемого предприятия ФГУП "Волгоградский почтамт" целесообразно рассмотреть два важнейших коэффициента: коэффициент рентабельности предприятия и коэффициент рентабельности реализации за 2007 и 2008 годы.
Коэффициент рентабельности предприятия рассчитывается как отношение прибыли предприятия к величине использованных средств.
Рпред=Пр/ВБср (2.8)
Р 05пред= (50 373/116 407,5 0* 100 % = 43,3 %
Робпред = (55 809/171 702) * 100%=32,5%
Снижение в 2008 году рентабельности предприятия по сравнению с 2007 годом объясняется уменьшением отдачи используемых средств: при значительном увеличении стоимости средств прибыль изменилась незначительно. Коэффициент рентабельности реализации рассчитывается как отношение прибыли предприятия к валовому доходу.
Рреал=Пр/ВД (2.9)
Р05 прод= (20 373/561 354) * 100% = 8,97%
Р05 прод = (55 809/ 724 806) * 100 % = 7,7 %
Экономическая среда, конкуренты, поставщики.
В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.
Первым этапом изучения конкурентной среды является оценка характеристики рынка, на котором работает или предполагает действовать фирма. Далее следует изучить, кто является реальным или потенциальным конкурентом. Конкурент - важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию фирмы в отношении товара, поставщиков, посредников, покупателей. Исследование позиций конкурентов охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объема информации. Она может быть получена из различных источников: общеэкономических, отраслевых, рекламных проспектов, буклетов, каталогов. Нередко важной информацией о конкурентах располагают сбытовики, посредники. Всестороннее и постоянное изучение конкурентов приносит заметные результаты. Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, поможет фирме лучше уяснить стратегию конкурентов, методы их производственно - сбытовой, торговой, ценовой, рекламной деятельности.
Поиск собственного отличительного преимущества может в конечном счете обернуться увеличением прибыли и продаж, овладением новым сегментом рынка.
На предприятии Волгоградского почтамта существуют конкуренты такие, например, как: "Информпечать" - по изданиям, сувенирам, открыткам, канцтоварам и др., который находится по улице Мира, режим работы - с 7 до 19 часов. Их преимущество состоит в том, что они расположены ближе к пешеходным дорогам, к местам скопления людей, например около остановок городского транспорта, режим работы - утром раньше на час, что позволяет потребителям, идущим на работу, учебу раньше приобрести товар.
Чтобы приобрести необходимый товар в киосках " Информпечать" не требуется много времени для того, чтобы ознакомиться с товаром предложенным данным конкурентом и сделать выбор, так как весь товар расположен на одной обозримой витрине.
По оплате за коммунальные услуги конкурентом является Сбербанки, которые оказывают следующие услуги: переводы денежных средств, прием платежей, обмен валюты, обслуживание физических лиц и другое. По отношению к ФГУП "Волгоградский почтамт" наиболее близко находящийся Сбербанк по ул. Ленина, его режим работы - с 9 до 19 часов с перерывом на обед с 13 до 14 часов, выходной день - воскресенье. Сбербанк в данном случае является незначительным конкурентом в области оказания услуг, в основном по приему платежей.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.