Управление любым процессом строится на оценке ситуации и результатов любых управленческих действий и решений. Сегодня ни одна из форм контроля получения знаний и подготовки специалистов не ориентирована на оценку как поэтапную, так и конечную качества образования. И кажется парадоксальным, что сегодня, когда все управление по своим типологическим характеристикам становится управлением по качеству, в высшей школе все еще господствует пресловутая проверка усвоения знаний и овладения навыками. В таких условиях и настоящая эффективность образования становится недостижимой, а дальнейшее его развитие - сложным и противоречивым.
Для того чтобы оценивать качество образования, надо установить состав характеристик, которые его отражают и дают возможность комплексной оценки. Качество - = многофакторное явление, и поэтому его характеризует множество параметров.
Весь комплекс характеристик можно представить в пяти группах: профессиональные знания, готовность к профессиональной деятельности, структура индивидуально-профессиональных качеств, самосознание профессионализма и группа дополнительных качеств, отражающих общекультурный потенциал успешной профессиональной деятельности. По каждой из этих групп можно установить как минимум по четыре наиболее важные характеристики. Получится двадцать характеристик качества образования. Их можно использовать как для контроля качества образования, так и для анализа, и исследования качества.
Существуют измерители (средства) и методы оценки этих характеристик, методы, которые бы отражали идеологию качества образования и конкретный механизм управления качеством, основанный на измерении качества в соответствующей количественной оценке.
Можно проанализировать основные характеристики качества образования с позиций предмета их оценки и исследования и методов оценки. Каждая из характеристик может быть оценена целым набором различных методов. Главными из них являются: тестирование на компьютере, деловая игра (в виде компьютерной программы), анализ кейсов, ролевая игра. Кроме того, можно использовать анализ накопленной информации (оценки, участие в учебном процессе, выбор дисциплин, самостоятельная работа и пр.), социометрическое исследование, результаты самооценки профессиональной подготовки, проектирование стратегий, планов, концепций и пр., программно-аналитическая оценка письменной работы. Все эти методы находятся в определенной связи и системе, дополняют друг друга и конкретизируют.
Каждый из методов имеет универсальное значение. Он может быть использован для измерения различных характеристик качества. Например, тестирование можно использовать не только для измерения и оценки разных параметров знаний, но и для оценки профессиональных качеств, способностей, типа мышления, приоритетов, ценностей и пр.
Деловую игру - для проверки коммуникабельности, отношения к риску, практических навыков разработки управленческих решений, стиля профессионального поведения и пр.
Понимание этого позволяет найти оптимальный вариант исследования качества образования, как в методологическом, так и в организационном отношении. Это важно также учитывать при разработке тестов, кейсов, деловых игр.
Сегодня среди всех методов оценки и исследования качества образования особое значение имеет тестирование. Многие преимущества использования тестирования в оценке качества образования, еще недостаточно осознаны.
Тесты, особенно в компьютерном варианте их использования, позволяют экономить учебное время, давать объективную и соизмеримую оценку по многим параметрам знаний (структура, полнота, устойчивость и пр.), учитывать потенциал группы и индивидуальные способности студента, вести статистику оценок. Посредством тестирования можно оценивать и работу преподавателя.
Многие используемые сегодня тесты сами не обладают высоким качеством. Основными их недостатками являются примитивность, ориентация на механическое запоминание, а не аналитическую деятельность, возможность использования элемента угадывания по формулировкам вопросов или ответов, неясные или упрощенные критерии оценок.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.