Качество потенциала образования находится в сопряжении с факторами качества цели. Они включают:
- преподавательский состав;
материально-техническую базу;
научный потенциал ВУЗа;
образовательную программу (содержание, реализация, вид и пр.);
действующую методологию образования (совокупность подходов, методов и средств, концепцию образования и пр.);
технологию образования (последовательность формирования профессионального сознания);
педагогику;
систему специальностей и специализаций;
потребителей образования (студенты, слушатели и пр.);
управление образованием (требования, ограничения, приоритеты, ориентиры и пр.).
Совокупность, а лучше сказать системность действия этих факторов, характеризует величину и качество потенциала образования. По этим факторам можно оценивать потенциал учебного заведения.
Качество полученного образования, его результата, определяется многими факторами реализации потенциала образования. К ним относятся:
- оценка и понимание потребностей практики;
отражение цели и миссии в образовательном процессе;
мера реализации концепции профессиональной подготовки специалистов;
методология освоения знаний, выбираемая студентом. Это как бы индивидуальная трансформация методологии образования для личного восприятия.
Кроме этого, здесь действуют факторы, отражающие особенность учебного заведения в реализации его потенциала, такие, как:
- конкретная структура образовательной программы;
нормативы объемов дисциплин, устанавливаемых учебным заведением;
господствующая методика преподавания;
квалификация и специализация преподавателей;
существующая система контроля знаний.
Качество полученного образования проявляется и выражается в полученных знаниях и навыках. Но это упрощенное представление. Знания поразному укладываются в голове человека и влияют на его поведение и деятельность. Да и навыки могут быть различными. А именно это характеризует качество образования. К тому же характеристики качества результата образования намного богаче и разнообразнее, чем знания и навыки.
Организационно-правовое обеспечение образования сегодня осуществляется посредством Закона об образовании, Государственных стандартов, нормативных документов Министерства образования и науки.
В формировании качества образования главная роль принадлежит Государственному стандарту. В нем закладываются основные характеристики минимального обеспечения качества образования, а также типология образования, общие технологические характеристики образовательного процесса, критерии оценки и мониторинга качества образования.
Стандарт - это общепринятая норма, которую стараются реализовать образовательные учреждения, чтобы иметь необходимое им общественное признание, соответствовать определенному эталону или образцу качества образования и профессионализма.
Стандарты могут быть неформальными и формальными. Первые существуют и реализуются как некоторая доминанта общественного сознания, общая социально-психологическая установка, естественно действующая норма социального поведения и деятельности. Но неформальная норма допускает, как правило, очень большой диапазон отклонений и не всегда может эффективно препятствовать возможным злоупотреблениям или грубым ошибкам в построении образовательного процесса. Поэтому существуют формальные стандарты, т. е. нормы, зафиксированные в соответствующих документах - законе об образовании, постановлении коллегии Министерства образования и науки либо в специальном документе, который так и называется «Государственный стандарт высшего профессионального образования».
Существует мнение о том, что можно вообще из практики управления образованием исключить Государственные стандарты. Они являются инструментом формализации образования - вот главный аргумент в защиту этого мнения. Но если оценивать условия многонациональной, обширной России, если видеть ее традиции и особенности менталитета, то это делать, по меньшей мере, преждевременно. Отрицательный эффект будет превосходить над положительными факторами[12].
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.