Достаточно провести социологическое исследование - кто и как понимает цель образования, и станет ясно, насколько в реальной действительности противоречивы представления о цели и как цель влияет на образовательный процесс. Студенты цель образования понимают по-своему, преподаватели - иначе, руководство ВУЗом также имеет свое представление о цели. А ведь цель лежит в основе всякой деятельности любой организации и всякого человека. Она интегрирует деятельность, в значительной мере определяет социально-психологическую атмосферу образовательного процесса, отношения между студентами, преподавателем и студентом, руководством и всем коллективом образовательного учреждения. Цель определяет стратегию развития образовательного учреждения. Современное управление вообще, в том числе и управление образованием, без стратегии представить себе трудно. Характер и содержание цели определяют реальность и эффективность стратегии.
Все это свидетельствует о том, что есть смысл говорить о качестве действующей цели и каким-либо образом оценивать это качество.
Качество цели образования отражают ее характеристики:
- определенность;
соответствие объективным тенденциям развития образования;
общественная значимость;
систематизирующая роль;
совместимость и интеграция интересов;
достижимость;
организационный заряд.
Цель должна быть основой концепции образования. Ведь она существует и проявляется в его содержании, методике, технологии, воспитательном эффекте, системе ценностей, достижении профессиональной компетентности. Общая цель декомпозируется по элементам и циклам образовательного процесса. Возьмем в качестве примера его технологию. Здесь конкретная цель может проявляться в достижении определенного уровня интенсивности и эффективности образования. На эти характеристики влияет использование компьютерных программ обучения, консультационных и оценочных тестов и др. В большинстве ВУЗов сегодня основной объем знаний получают студенты на лекциях, которые конспектируют «вручную» и по этим конспектам готовятся к экзаменам. Учебный процесс ориентирован на механическое запоминание и репродукцию знаний. Но целью технологического развития образовательного процесса может быть использование методик компьютеризованной обработки текстов и мультимедийных программ обучения. Они позволяют выделять главное, визуализировать материал, подстраивать тексты под тип памяти и уровень интеллектуального потенциала, конструировать логику презентации и восприятия знаний и др. И роль преподавателя в этих условиях меняется значительным образом: от цели дать знания к цели управления индивидуальным познанием, от цели воспитания словом к цели воспитания образовательной средой.
Инструментом оценки качества цели образования по целостному комплексу ее характеристик может быть социометрический анализ, который покажет разнообразие целевых установок, их взаимосвязь и направленность, общность или противоречивость. И это не только характеристики, но и критерии оценки качества цели, которые могут быть дополнены экспертным ранжированием целевых установок относительно общей цели образования.
Образование, как и любой вид деятельности, требует использования необходимых ресурсов, которые определяют достижение предполагаемого результата. Величина, структура, возможности и условия использования ресурсов могут быть различными. Это положение характеризует понятие потенциала образования.
Качество образования в целом находится между двумя позициями: качеством потенциала образования и качеством полученного результата образования, которое проявляется в характеристиках подготовленного специалиста - выпускника образовательного учреждения. Ресурсы и возможности в силу тех или иных обстоятельств не всегда оказываются реализованными. И результат, даже, казалось бы, самый хороший, не всегда отражает полноту реализованных ресурсов и возможностей. Иногда деформация потенциала (несбалансированная структура ресурсов, сложные условия их использования и пр.) ведет к деформации результата.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.