Стандарт служит защите прав учебных заведений от вмешательства в образовательные программы бюрократических, административных структур. Он исключает многие административные процедуры утверждений, согласований, формальных подписей, запрещений и пр.
Значительная роль стандарта и как основы государственного финансирования образования. Если в соответствии с требованиями стандарта ВУЗ дает достаточное качество, то по результатам замеров этого качества можно дифференцировать выделение государственных средств на развитие образования. Те ВУЗы, которые прошли аттестацию и аккредитацию, имеют право на государственное финансирование в определенной части. Это положение мотивирует и негосударственные ВУЗы к достижению высокого качества образования.
Качество стандарта проявляется в его действенности относительно своего назначения и организационной роли. Характеристиками качества стандарта могут быть:
четкость формулировок всех его требований; отсутствие двусмысленностей и противоречий;
отражение достижений науки и потребностей практики;
возможность реализации региональной специфики;
предоставление ВУЗам определенной самостоятельности при обеспечении общего образовательного пространства;
возможность использования положений стандарта в качестве критериев оценки минимального качества образования;
отражение научной и практической значимости специальности, ее особенностей и основного содержания.
Эти характеристики качества стандарта реализуются при его разработке. Да и сам стандарт становится фактором качества образования лишь в том случае, если при разработке его учитываются определенные принципы, если по самой своей сути он ориентирован на обеспечение достаточного качества. В этом отношении важную роль должны играть следующие принципы разработки стандарта:
Принцип достаточной гибкости образовательного стандарта. В обязательной своей части желательно, чтобы он содержал не более 60% учебного времени, 40% необходимо отдать на усмотрение учебного заведения. Оставшиеся часы могут использоваться для варьирования проблематики по региональным потребностям, для различных специализаций, удовлетворения специальных заказов потребителя, оперативного реагирования на запросы рынка специалистов и пр.
Принцип элективности, т.е. возможности свободного выбора ВУЗом и студентом (слушателем) состава изучаемых дисциплин в части вне стандартного набора. Надо учить специалистов не только профессионально работать, но и строить свою карьеру уже на этапе получения образования, учить самообразованию.
Принцип нормативного регулирования временных параметров образовательных программ. Стандарт должен устанавливать временные ограничения для основных образовательных программ, чтобы привести в соответствие качество образовательного учреждения. Это особо важно для форм заочного, дистанционного, ускоренного и второго образования.
Принцип сочетания научно-методологической и конкретно практической частей образовательной программы, их сбалансированности и гармоничности. Это одна из важнейших характеристик качества, и стандарт должен создавать предпосылки ее реализации.
- Принцип достаточности знаний для определенного вида профессиональной деятельности. Стандарт не может быть рассчитан только на общее знакомство с предметом или видом деятельности. Достаточное качество подготовки должно определяться профессиограммой.
Принцип структурирования знаний и навыков, установления нормативов их соотношения для эффективной деятельности. Сегодня этот принцип реализуется посредством выделения циклов подготовки и установления их нормативных объемов.
Принцип эффективного заключительного контроля готовности к профессиональной деятельности и получения необходимого качества образования. Формы и виды обязательного заключительного контроля также должны быть заложены в стандарт. Качество образования зависит от системы контроля и его организации.
Сегодня разрабатывается новое поколение стандартов образования. Но принципы стандартизации проверены временем, соответствуют объективным закономерностям развития образования. Новое поколение стандартов, какими бы они ни были, будет еще в большей мере соответствовать их назначению и принципам разработки.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.