При этом подходе эффективность управления персоналом определяется через оценку прогрессивности самой системы управления, уровня технической оснащенности управленческого труда, квалификации работников, оперативности руководства и др. Выступая факторами повышения эффективности самого управления, они не могут не сказаться на результатах производственной и хозяйственной, деятельности предприятия.
Экономичность системы в общем виде может быть выражена удельными затратами на ее функционирование (на единицу продукции или на единицу затрат труда занятых на предприятии работников).
Общий экономический эффект может быть рассчитан как сумма частных эффектов, полученных от:
применения АРМ (автоматизированное рабочее место) «Кадры»;
реализации комплекса процессов управления;
совершенствования отдельных подсистем, соответствующих функциям управления персоналом.
Внедрение АРМ «Кадры» обусловливает появление эффекта за счет:
получения комплекса кадровой информации и более глубокого ее анализа;
сокращения численности административно-управленческих работников, занятых учетными работами (правда, этого не всегда удается достичь);
принятия решений по кадровым вопросам на расчетной основе, что способствует повышению эффективности производства.
Эффективность управления персоналом может быть охарактеризована через оценку рациональности организационной структуры кадровой службы. Поскольку прямых показателей эффективности структуры нет, используются косвенные критерии, такие как затраты на содержание данной структуры управления и их доля в общей сумме производственных затрат предприятия, ее простота (количество иерархических уровней, размер структуры, количество отделов) и др. Известно, что чем многочисленнее и сложнее связи, чем большее количество иерархических уровней, тем ниже эффективность функционирования системы управления. Наличие слишком большого количества структурных подразделений приводит к тому, что одну и ту же функцию выполняют несколько структурных подразделений, что затрудняет координацию и согласование деятельности, увеличивает количество руководящих должностей, снижает степень загруженности работников, приводит к удорожанию содержания аппарата.
Эффективность организационной структуры службы управления персоналом во многом зависит от динамичности самой структуры, от того, как быстро она реагирует на изменение и усложнение задач, стоящих перед управлением персоналом насколько она приспособлена к новым условиям хозяйствования.
В каждом из рассмотренных подходов к оценке эффективности существуют критерии эффективности:
* Многопараметрический подход - объем продаж, прибыль, доходы, соблюдение интересов персонала и покупателей, статус владельца и работника предприятия.
* Целевой подход - нацеленность решений на конечный результат, с учетом социально-экономических характеристик.
* Операционный подход - производительность и экономическая эффективность (финансовые коэффициенты, фондоотдача).
* Эталонный подход - сравнение показателей организации с конкурентами.
* Стоимостной подход - рыночная стоимость бизнеса.
В зависимости от выбранного подхода и критериев оценки эффективности необходимо:
. Определить, для кого проводится оценка.
. Сформировать систему показателей эффективности.
. Провести анализ.
Основой для проведения анализа служит комплексный подход, в котором организация рассматривается как открытая система, взаимодействующая с окружающей средой. На основании данного подхода по управлению социально-экономическими системами формируется метод комплексной оценки эффективности использования трудовых ресурсов включающий три блока показателей (см рисунок 2.3):
анализ показателей оценки конечного результата;
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.