организация выставок, ярмарок, аукционов и торгов, а также представительская и агентская деятельность.
Среди прямых факторов, влияющих на функционирование компании, можно выделить следующие:
клиенты (потребители) (степень влияния - высокая, так как от количества проданной продукции зависит уровень выручки и прибыли ООО «ТОП-КНИГА»);
поставщики (степень влияния - средняя, так как в ближайшие годы дефицита ресурсов не ожидается);
конкуренты (степень влияния - высокая, так как ценообразование и стратегия развития выстраиваются относительно цен на готовую продукцию в зависимости от поведения конкурентов);
собственники и учредители (степень влияния - нулевая, так как они являются сотрудниками компании (руководством), поэтому не относятся к внешней среде организации).
На конец 2008 года численность сотрудников компании насчитывала около 4000, но за 2009 год в связи с финансовым положением компании численность сотрудников сократилось порядком на 450.
Структура ООО «ТОП-КНИГА» включает в себя (см. приложение 1):
6 управлений (Управление форматов, Управление оптовых продаж, Управление категорий, Управление продуктов, Управление логистики, Управление дивизионов), которые включают в себя отделы и департаменты;
9 департаментов (Департамент информационной поддержки категорий, Департамент дистанционной торговли, Департамент новых форматов, Департамент формата «Пиши-Читай», Департамент маркетинга, Финансовый департамент, Административный департамент, Департамент персонала, Департамент информационных технологий);
6 отделов (Отдел связей с общественностью, Аналитический отдел, Отдел по управлению с недвижимостью, Отдел SCM, Отдел развития ближнего зарубежья, Технологический офис).
Для удобства покупателей ООО «ТОП-КНИГА» развивает сеть фирменных магазинов в восьми различных форматах (всего 544 магазина):
фирменные книжные магазины «Книгомир» - 387 магазинов;
гипермаркеты «Лас-Книгас» - 20 магазинов;
книжно-канцелярские супермаркеты «Литера» - 26 магазинов;
книжно-канцелярские магазины «Пиши-Читай» - 32 магазина;
магазины прессы «Сорока» - 8 магазинов;
магазины-партнеры - 61 магазин;
книжные магазины в Москве и на Украине «BookLexica» - 4 магазина;
стоковые центры - 6 магазинов.
Помимо этого «ТОП-КНИГА» осуществляет розничные продажи через федеральные и региональные продуктовые ритейлерские сети, а также через независимые книжные магазины, с которыми компания установила партнерские отношения. Одновременно «ТОП-КНИГА» активно развивает дистанционную торговлю через свои интернет-магазин и систему «Книга-почтой».
Общая площадь торговых объектов превышает 100 тыс. кв. метров, а совокупный ассортимент - более 180 тыс. названий книг. Ежемесячно «ТОП-КНИГА» отправляет покупателям и заказчикам более 3 млн экз. книг.
Но реализация книг приносит компании только 68% совокупного оборота, остальное достигается за счет продаж канцелярских товаров и игрушек, медиа- и другой продукции.
Ассортимент товара подразделяется на тематики, по каждому из которых создан отдел:
художественная литература;
детская литература;
учебная литература;
гуманитарная литература;
специальная научно-техническая литература;
литература по быту и досугу;
канцелярские товары;
медиапродукция;
периодика;
игрушки, открытки, подарки.
ООО «ТОП-КНИГА» сотрудничает с такими крупными издательствами как «Эксмо», АСТ, «Альпина Букс», «Просвещение», «Стрекоза». В настоящее время отношения со многими поставщиками стали напряженными, так как компания не всегда вовремя и полностью оплачивает счета за поставленный товар. В связи с этим «ТОП-КНИГА» вынуждена отказаться от многих мелких поставщиков и оставила только наиболее крупных, с которыми были заключены дополнительные соглашения по частичной оплате.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.