Уровень использования рабочего времени в значительной степени складывается под воздействием многообразных факторов. Причем в процессе производства на рабочее время оказывают влияние не отдельные изолированные факторы, а целая система взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, способных как ухудшить, так и улучшить использование рабочего времени. Поэтому следует учитывать и изучать механизм действия и влияния факторов на степень использования рабочего времени.
Под факторами вообще понимаются движущие силы, источники какого-либо явления, порожденные существующими общественными отношениями. Сила действия факторов зависит во многом от естественных, общественных условий, в которых они проявляются. Если к естественным условиям относятся природно-климатические условия, то общественные условия объединяют систему производственных отношений, от которых зависит характер организации труда, использование рабочей силы и рабочего времени, отношение работников к труду, к своим обязанностям.
В экономической литературе вся совокупность факторов в основном рассматривается по отношению к производительности труда и текучести кадров. Попытка сгруппировать факторы, влияющие на использование рабочего времени, может обеспечить понимание характера и направленности действия факторов, наметить пути сокращения или ликвидации тех или иных потерь рабочего времени, позволит решить в некоторой степени проблему регулирования рабочим временем. В основу классификации факторов, влияющих на использование рабочего времени, могут быть положены различные признаки. Например, факторы можно подразделить: по содержанию - на природно-климатические, технические, организационные, социально-экономические; месту возникновения - производственные и внепроизводственные; широте распространения - общие и частные; времени действия - постоянные и временные; важности оказываемого результата - основные и второстепенные; характеру воздействия - объективные и субъективные [42, с. 111].
На основании изучения и исследования научной литературы было установлено, что потери рабочего времени на обусловлены действием двух групп факторов: субъективных (личностных) и объективных, подразделяющихся на производственные и внепроизводственные.
К субъективным (личностным) факторам относятся социально-демографические признаки и психофизиологические характеристики и особенности личности (пол, возраст, уровень образования и квалификации, стаж работы, профессиональная принадлежность, отношение к труду, степень дисциплинированности).
Социально-демографические и психофизиологические признаки личности работников играют в основном роль предрасполагающего фактора.
При создании благоприятных производственных и внепроизводственных условии они практически не проявляются как отклонение от общепринятых норм поведения. Однако изучение социально - демографической структуры работников коллектива позволяет конкретизировать работу по укреплению трудовой дисциплины, сокращению заболеваемости, наметить мероприятия, способные наиболее эффективно воздействовать на рабочих и на сокращение потерь их рабочего времени.
Действие возрастного фактора на использование рабочего времени определяется как психофизиологическими особенностями самого организма человека, так и социально-экономическими условиями его жизни. Возраст является одной из основных характеристик рабочего. С переходом из одной возрастной категории в другую происходят качественные изменения в характеристике рабочих: приобретается больше знаний, растет производственный опыт, повышается мастерство и квалификация, меняются взгляды на жизнь, мотивы поведения, реакция на производственные и бытовые условия. Следует однако оговориться, что возраст сам по себе не является фактором, причиной тех или иных потерь рабочего времени. Влияние возраста на использование рабочего времени сказывается через отношение рабочего к труду, к производству, через его внутреннюю организованность, сознательность, дисциплину и общее состояние его здоровья.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.