Практика показывает, что наиболее неустойчивым контингентом на производстве является молодежь до 25 лет. Именно в этом возрасте наиболее часто совершаются нарушения трудовой дисциплины и различные правонарушения. Особого внимания заслуживает группа рабочих до 20 лет, среди которых преобладают выпускники профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ. Несмотря на то, что у выпускников ПТУ по сравнению с выпускниками школ процесс адаптации проходит быстрее, среди них немало еще нарушителей трудовой дисциплины. Это объясняется несоответствием реальных условий производства с выработанными представлениями о них, неподготовленностью к работе и жизни. Особенно важна в этот период позиция кадровых рабочих, которые работают рядом с новичками, и особенно бригадиров, мастеров, наставников молодежи [27, с. 137].
Возраст от 26 до 35 лет характеризуется максимальной творческой активностью, высокими результатами и успехами в труде. К 26 годам в основном заканчивается процесс формирования человека и как рабочего, и как личности. К этому периоду рабочий привыкает к условиям труда и жизни коллектива, проходит ряд ступеней квалификационного роста. В этом возрасте рабочие небезразлично относятся к тому положению, которое они занимают на производстве, пользуются или нет уважением в коллективе. При этом очень важно, чтобы у рабочего было желание трудиться, чтобы работа приносила удовлетворение. Практика показывает, что нарушают трудовую дисциплину, чаще совершают прогулы именно те люди, которым работа не приносит удовлетворения, которые не нашли своего места в жизни, которые не дорожат честью своего коллектива [27, с. 142].
Рабочие более старших возрастов, сохраняя в большинстве своем высокий уровень квалификации, более устойчивы к различного рода нарушениям трудовой дисциплины, но более чувствительны к условиям труда на производстве, более подвержены различным заболеваниям. У рабочих старше 45 лет постепенно начинает уменьшаться выносливость, физическая сила, снижается темп работы, что существенно влияет на результаты труда. Рабочие в этом возрасте быстрее утомляются, допускают больше потерь сменного времени, чаще и дольше болеют [27, с. 143].
Постоянное совершенствование, усложнение техники, рост механизации и автоматизации производственных процессов привели к изменениям в характере и содержании труда рабочих, что обусловило не только повышение образовательного уровня, но и повысило требования к профессиональной подготовке рабочих и к квалификации. Об уровне квалификации рабочих можно судить по присвоенному разряду, стажу работы и общеобразовательному уровню. Причем все эти характеристики между собой тесно связаны. Более образованные рабочие быстрее осваивают сложную профессию, повышают квалификацию, сознательнее относятся к своей работе, легче приспосабливаются при перестройках производства, связанных с техническим прогрессом [27, с. 145].
Уровень образования человека позволяет выполнить, работы той или иной сложности. Изменение образования влечет за собой изменения в квалификации, повышение соответствующего разряда. С образованием человека тесно связаны и его индивидуальные особенности, наклонности, склад мышления, все то, что характеризует его как личность и определяет его поведение. Образование рабочих оказывает воздействие и на использование рабочего времени. С ростом образования расширяется кругозор рабочего, растет его сознательность и дисциплина, отношение к труду, понимание цены рабочего времени.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.