с какой целью внедряется СМК;
какая модель СМК наиболее подходит предприятию;
какие ресурсы могут быть выделены для разработки системы и обучения персонала;
кто будет обеспечивать разработку системы;
какие сроки желательны для введения системы в действие;
где получить сертификат на СМК. Следует документально оформить такое решение, например, протоколом (собрания учредителей, правления, совещания дирекции, технического совета)
На стадии предварительного анализа и принятия решения о разработке СМК руководству предприятия необходимо ознакомиться с:
принципами функционирования СМК;
взаимосвязью между СМК и качеством продукции;
стандартами на СМК и их основными элементами;
структурой документации на СМК;
требованиями к контролю со стороны руководства;
ролью персонала и требованиями к его подготовке;
преимуществами и затратами, связанными с СМК.
При этом следует учитывать, что СМК будет действовать эффективно только при настойчивом и систематическом контроле со стороны руководства. В противном случае она может быстро превратиться в пакет формальных бумаг.
Решение о начале разработки и внедрения СМК на предприятии следует закрепить приказом. Кроме того, тем же приказом назначается ответственный за СМК (представитель руководства по вопросам качества) и его помощники. Ответственный за СМК должен подчиняться непосредственно высшему руководителю предприятия и его указания в вопросах обеспечения. Функционирования СМК имеют высший приоритет для всех работников предприятия. Создать СМК силами одного исполнителя, даже профессионального специалиста, практически невозможно. Поэтому следует выбрать и назначить нескольких ответственных сотрудников из базовых подразделений для участия в разработке СМК. Кроме того, в любом случае целесообразно привлечь внешнего консультанта, имеющего профессиональный опыт построения и аудитов СМК. Публично уведомить и разъяснить всем работникам предприятия о начале разработки СМК, важности этого мероприятия и необходимости обязательного и всемерного содействия со стороны каждого сотрудника. Для этого полезно общее собрание с ознакомительной лекцией, следует оформить протокол собрания. В отношении сотрудников, не выполняющих принятые решения по разработке СМК, необходимо применять строгие меры.
Учитывая, что СМК вводится на предприятии, прежде всего, для обеспечения надлежащего и стабильного качества производимой и поставляемой потребителям продукции или услуг, необходимо составить точный перечень тех видов продукции или услуг, на которые распространяется действие СМК. К этому перечню надо дать четкие описания характеристик и показателей качества для каждого вида продукции или услуг. Если определенные изделия выпускаются в полном соответствии с конкретными стандартами, то на них даются ссылки. При этом следует установить, какие требования к предлагаемой продукции обеспечиваются предприятием, включая законодательные, нормативные, обязательные по назначению продукции, дополнительные или специальные требования потребителя. Перечень поставляемой продукции или услуг должен постоянно находиться в актуальном состоянии. Если предприятие осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию или сертификации, то составить реестр имеющихся лицензий (сертификатов) и поддерживать его в актуальном состоянии.
СМК охватывает, как правило, деятельность всего предприятия за исключением лишь некоторых вспомогательных подразделений. Поэтому необходимо создать иерархическую организационно-функциональную структуру предприятия с распределением обязанностей, полномочий и ответственности подразделений, должностных лиц согласно требованиям организации деятельности. Важнейшим документом, который должен быть утвержден высшим руководством на первой стадии построения системы, является организационная структурная схема предприятия. Эту схему следует представить таким образом, чтобы были наглядно отражены:
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.