Качество, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и о проблемах эффективного управления им необходимо думать.
Управление качеством невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех работников образования. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса функционирования образовательной организации. Управление качеством - это не дополнительная нагрузка, а соответствующая качеству организация работы, ее технология. Управление качеством должно облегчать деятельность, а не усложнять ее. В этом основная трудность системы управления качеством и суть ее проектирования и формирования.
Очень часто, все усилия по управлению качеством сводятся к дополнительным функциям, требованиям, проверкам. Это и усложняет все дело и отталкивает от него людей. Как появились компьютеры, так проявилось стремление иметь их и работать с ними. Так появлялись радио, телевидение, компьютеры, телефоны. Так появляются и принимаются новые идеи, если они перспективны и реальны.
Нельзя управление качеством сводить только к контролю качества. Оно включает, так же как любое управление, основные, функции: мотивация, организация, планирование, анализ и исследование качества. Наконец, это изменение сознания и мышления человека, позволяющее отказываться от старых схем понимания проблем, их оценок и подходов к решению. Новое качество рождается в сознании человека, оно разрушает стереотипы и догмы мышления. Качество - это широкий круг проблем развития, это не столько решение проблем, сколько их поиск и выбор.
Отсюда и вытекает мысль, что качество деятельности человека определяется в значительной мере его образованием, формируется в процессах образования. Но это происходит лишь в том случае, если само образование ориентировано на новое качество, находится в развитии и приобретает постоянно новое качество.
Управлять качеством не означает, что надо принуждать к поиску нового качества, заставлять осваивать новые схемы образовательного процесса.
С появлением компьютера возможности управления качеством расширились и не только в плане контроля знаний и вообще учебного процесса, но и расчета распределения учебного времени, использования материальных и информационных ресурсов, выбора форм работы с информацией, использования деловых игр, разработки демонстрационного материала и пр. Компьютер требует совершенствования методов образовательного процесса, в частности усиления и увеличения объема самостоятельной работы, отказа от прежних форм курсовых работ и рефератов, овладения технологией совместного использования книги и компьютерного теста, самоанализа собственной системы знаний (самостоятельная работа с тестами).
Любое явление имеет количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики выражаются числом, качественные - эвристическими формами, которые можно свести к числовым выражениям, но это требует всегда анализа свойств и их взаимоотношений относительно критерия, отражающего потребности и ценности. Качество - это соответствие ценности. Отсюда и измерение его зависит от возможностей измерения ценности. А ценность очень индивидуализирована, хотя и существует некий общий, но весьма подвижный ее эталон.
Оценивать качество трудно, но без оценки качества невозможно им управлять. Вот здесь и заложено противоречие. Для управления качеством нужны средства (инструменты) управления и измерение (оценка) качества. Необходимы также система управления (специализированные звенья), мотивы управления (заинтересованность), цель и использование результата управления (осознание потребности и пользы от ее реализации).
Можно проанализировать каждый из этих элементов в отдельности. Любое управление начинается с цели.
Для управления качеством образования целью является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, а, следовательно, и повышения его авторитета, укрепления статуса, стабилизации его будущего. В современных условиях, особенно по экономическим специальностям, существует значительная конкуренция. Главным фактором конкурентного преимущества образовательного учреждения является качество образования. Оно способствует трудоустройству выпускника, его самоопределению в профессии.
Мотивы, на которые можно опираться в управлении качеством образования делятся на личностные черты обучающегося, его желание получить хорошее образование, а также воспитательно-творческий подход преподавателя к проведению занятий, организации учебного процесса, его технологии. Мотив - это побуждение к чему-либо. Побуждать к высокому качеству образования может, конечно, личные особенности обучающегося. Но не только. Вся среда обучения в виде таких ее характеристик, как доступность информации, отношение преподавателей, организация учебного процесса, возможности самовыражения, самопознания и саморазвития, социально-психологическая атмосфера (интеллектуализм, полемичность, выбор и пр.), эстетика и культура, технология целеустремленности, технические средства и пр.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.