Для осуществления управления помимо системы необходим и механизм управления, который характеризует средства и методы управления.
Если функции, а, следовательно, и система управления отвечают на вопрос, что делается для достижения качества образования, то понятие механизма управления отражает то, как, какими средствами осуществляется эта деятельность, как выбрать наиболее эффективные средства и методы, учитывая особенности объекта и цели управления.
Всю совокупность средств и методов управления качеством образования можно представить в двух группах - методы прямого и косвенного воздействия. Но такая классификация имеет очень общий характер. Ее можно конкретизировать в двух группах методов - методы, которые определяются приоритетами образовательной программы и методами систематизации действия в соответствии с этими приоритетами. В каждой группе по семь методов:
Методы установления приоритетов. Приоритеты всегда меняют характер деятельности и укрепляют установки на определенные ее результаты. Это довольно сильный и эффективный метод управления. Приоритеты могут быть различные. Например, приоритет качества, инноваций, стратегии, какой-либо дисциплины образовательной программы, человеческого фактора (капитала), эффективности и пр. Приоритет не обязательно должен быть единственным, существует система приоритетов. Ее закладывают в образовательной программе и реализуют в текущем управлении.
Методы ограничений и критических факторов также являются необходимым элементом механизма управления качеством образования. Ограничения устанавливаются в соответствии с критериями качества, тенденциями его изменения, программой развития. Ограничения могут быть жесткими или мягкими, временными или постоянными, локальными или общими. Выбор и характер ограничений и характеризует метод управления.
Дальнейшим продолжением этих методов являются методы ответственности. Ответственность это мера и способ порицания за невыполнение или плохое выполнение какой-либо работы. Ответственность - это организационная или социально-психологическая форма ограничений. Первая влечет административное наказание, вторая - коллективное осуждение. Предметом ответственности в управлении качеством образования являются параметры качества.
Большое значение в управлении качеством образования играют методы поощрений. Поощрение - это не только метод одобрения хорошей работы, но также и способ мобилизации усилий, формирование хорошей социально-психологической атмосферы деятельности, стимулирование инноваций. Метод поощрений проявляется в выборе системы поощрений - за что, как, когда, кому, кого поощрять. Такая система должна быть предметом аналитической разработки.
Методы дифференциации условий деятельности. Режим, инфраструктура, мера информационного, материально-технического обеспечения деятельности не могут не влиять на ее результаты. В зависимости от важности того или иного вида деятельности всегда приходится дифференцировать условия ее осуществления. Одинаковых условий не бывает. Их дифференциация является продолжением метода приоритетов. Если первый связан с установкой, распределением и направленностью внимания, то условия - это благоприятствующая или неблагоприятствующая внешняя среда деятельности. Это метод предусматривает дифференциацию условий по конкретным факторам (показателям) качества образования.
- Управление качеством образования не может и не должно быть сугубо административным. Его эффективность зависит от участия всего коллектива в решении проблем качества. Оно позволяет не только реализовать коллективный разум, но и повышает ответственность и заинтересованность всех и каждого. Причем в учебных заведениях это не только участие преподавателей, но и студентов. Участие бывает различным. И здесь также возможен выбор. Система участия представляет собой метод управления качеством образования.
Методом управления является и оценка качества образования. Сегодня методик такой оценки много, но всегда ли это оценка качества.
Однако есть группа методов управления качеством образования, которые в большей мере отражают объект управления - образовательный процесс. Это процесс освоения знаний, накопления компетентности, формирования профессионализма и пр. Это методы, отражающие специфику учебной деятельности. Основные из них:
. Методы систематизации знаний, навыков, умений, всех факторов формирования профессионального сознания. Это методы, предполагающие и разработку образовательной программы, и ее реализацию в определенных технологиях образования. Систематизация определяет качество, подходы к систематизации определяют выбор варианта ее разработки и осуществления. Вариант систематизации воздействует на учебную деятельность и меняет ее в том или ином направлении.
2.Методы методического обеспечения учебного процесса тоже бывают различными и предполагают их выбор и комбинацию. Это использование методик презентации и закрепления знаний, оформление навыков. Могут быть методики запоминания, логического структурирования, практического подкрепления, игрового освоения материала, групповой или индивидуальной учебной работы и пр. Если методическое обеспечение - это фактор качества, то существуют и используются методы управления качеством посредством методического обеспечения.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.