Система управления предполагает наличие специализированных звеньев, ведущих аналитическую работу по обеспечению качества образования: получение и обработка информации, разработка рекомендаций, определение стратегии развития образовательного процесса, изучение опыта других ВУЗов, консультирование, проведение специализированных конференций, организация повышения квалификации преподавателей, мониторинг качества образования, проведение конкурсов качества, обеспечение мотивации качества.
- Механизм (средства) управления качеством образования включает формирование мотивов стремления к качеству посредством следующих факторов:
- воспитательная работа;
отбор персонала преподавателей и студентов;
распределение преподавателей по группам (насколько это возможно);
регулярная оценка деятельности преподавателя (самим преподавателем, но схема оценки разрабатывается в специализированном подразделении);
средства самооценки знаний самим студентом (компьютерные тесты), коллективные коллоквиумы (перекрестная, анонимная студенческая оценка);
- формулировка вопросов самими студентами и ответы на них по свободному выбору;
мини-конференции, обсуждение ситуаций, проведение деловой (учебной) игры (дать в схеме: механизм управления качеством образования);
учет посещаемости.
- Технологии управления качеством образования, которые проявляются в последовательности и комбинации действий, управленческих усилий по достижению определенного качества. Это исследование качества, последовательное введение определенных требований, создание необходимых условий, введение новых схем оценки знаний и деятельности студента и преподавателя. Технология - это всегда процесс, который сознательно выстраивается для достижения какой-либо цели.
Качество образования становится и выделяется специфическим объектом управления. Для управления качеством образования необходимо формировать систему управления, которая была бы ориентирована на качество, реализовывала специфические для управления качеством функции управления и органично вписывалась в общую систему управления образовательными процессами. Такая система необходима как на макроуровне управления образованием, так и на уровне управления образовательными процессами в каждом образовательном учреждении (ВУЗе, колледже и пр.).
Система управления - это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. Все действия группируются по функциям управления и взаимосвязанным между собой подразделениям или звеньям. Так оформляется система управления.
В основе формирования системы управления, лежат функции, для реализации которых она и предназначена. Посредством функций осуществляется разделение и интеграция деятельности. Как и любому управлению, управлению качеством присущи основные и специфические функции.
Состав основных функций управления качеством образования отражает общий характер управленческой деятельности относительно объекта управления, коим является качество образования.
Существует семь основных функций управления:
1. Прогнозирование и планирование качества образования, предвидение тенденций его изменения.
2. Организация функционирования системы управления качеством образования, специализация функций, их распределение, закрепление и реализация.
3. Контроль качества образования по параметрам его потенциала, процесса и результата.
. Регулирование качества, обеспечение соответствия и гармонии его характеристик.
. Оценка качества, определение его уровня и возможностей повышения.
. Исследование качества образования в области причин и истоков его формирования, критических факторов, ограничений, негативных влияний, приоритетов.
. Мотивация обеспечения и повышения качества образования.
Основные функции играют интегрирующую роль в системе управления качеством образования. Это проявляется в том, что они находят свое отражение в той или иной мере или комбинации в специфических функциях.
Состав специфических функций характеризует как специфику объекта управления, так и реальные проблемы его функционирования и развития. Например, трудоемкость, наличие специалистов, материально-техническое обеспечение и пр. Исходя из этой посылки, можно сформулировать следующие семь специфических функций управления качеством образования:
1.Управление качеством преподавательского состава. Эта функция включает определение количества преподавателей, их состав и структуру, квалификационный уровень, систему повышения квалификации, организацию их работы, мотивацию и систему оплаты труда. Для каждого элемента этой функции должны быть сформулированы требования и критерии качества. Реализовывать эту функцию можно в виде специализированных программ или раздела общей программы качества образования.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.