2.Управление качеством студентов. Требования к абитуриентам при приеме в высшее учебное заведение, формирование студенческих групп с учетом социально-психологических характеристик, организация учебной деятельности студента, формирование студенческих коллективов, система студенческого самоуправления, воспитание гражданских и профессиональных качеств - все это отражает содержание данной функции.
3.Управление качеством технологии образования. В развитии образования заметна тенденция увеличивающихся возможностей проектирования разнообразных технологий образования, выбор наиболее эффективной из них. Это и составляет основу данной функции управления качеством. Она включает не просто использование современных технологий, а варьирование технологическими характеристиками образования по факторам года обучения, специфики учебной дисциплины и специальности в целом, материально-технических возможностей, концепции воспитательного процесса и пр. Это функция динамики управления качеством.
4.Управление информационно-методическим обеспечением предполагает регулирование процессов поиска и получения необходимой учебной и научной информации, как студентом, так и преподавателем, использование наиболее эффективных методических схем освоения знаний. Это функция организации библиотечной работы и деятельности информационных центров.
5.Управление качеством материально-технического обеспечения включает распределение и оформление учебных помещений, использование лабораторного оборудования и компьютерных классов, залов для самостоятельной работы. Здесь большое значение имеет своевременное обновление техники.
6. Управление качеством инфраструктуры образования. Эта функция организации работы обеспечивающих служб образовательного учреждения - административно-хозяйственные подразделения, бухгалтерия, планово-финансовый отдел и пр.
7. Управление качеством образовательной программы, включающей развитие концепции специальности и компетенции выпускника, учебный план, квалификационные требования, организацию практик и итоговых мероприятий, состав циклов обучения и пр.
Может сложиться впечатление, что система управления качеством ничем не отличается от системы управления образовательным процессом вообще. Функции в некоторых своих чертах как будто одинаковы.
Конечно, функции похожи, хотя и не во всем. Но главное отличие в том, что истоки и ориентирование этих функций предполагают, показатели качества и существуют специализированные звенья для реализации этих функций или контроля их исполнения. В этом особенность системы управления качеством образования. Вообще эта система является не столько частью общей системы управления, сколько ее специфической особенностью. Это, в частности, проявляется в том, что в системе управления образовательным учреждением есть центр управления качеством, группы анализа и контроля качества. Возможны подразделения по отдельным функциям управления качеством наиболее важным для данного ВУЗа. Таким образом, общее управление дополняется ориентировкой его на качество образования.
При формировании ВУЗовской системы управления качеством важно учитывать четыре фактора: внешние условия обеспечения качества, потенциал качества, которым располагает ВУЗ, процесс формирования качества и качество результата образования. Каждый из этих факторов влияет на особенности и конкретные характеристики системы управления качеством.
Можно сформулировать ряд принципов построения системы управления качеством образования:
- Ориентация всей деятельности ВУЗа на цель образования, отражающей потребности, от удовлетворения которых зависит конкурентоспособность ВУЗа.
Непрерывное совершенствование и повышение качества всех процессов образовательной деятельности.
Обеспечение участия всего профессорско-преподавательского состава ВУЗа, а также студентов в решении проблем качества образования.
- Построение системы управления качеством с централизацией главных функций и задач повышения качества образования (принцип первого лица).
- Создание системы мотивации качества образования, как для преподавателей, так и для студентов.
- Разработка и использование современных технологий качества образования.
Создание системы мониторинга качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения.
Установление соответствия качества образования миссии и цели образования в обществе. Воспитание профессионала, гражданина, патриота.
Формирование информационного обеспечения управления качеством образования.
- Исследование и прогнозирование тенденций изменения качества образования и потребностей в новом качестве.
Унификации терминологического аппарата качества образования, позволяющего вести сравнительный анализ уровня и особенностей качества.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.