3.Отдельной группой, хоть и продолжающей методическое обеспечение, следует выделить методы состязательности. В совместной деятельности людей, какой бы она ни была, состязательность является необходимым и естественным элементом. Не является исключением и учебная деятельность и преподавателей, и студентов. Но эта состязательность может проявляться стихийно, а может регулироваться в процессах управления, может работать на качество деятельности, но может и давать отрицательный эффект в виде ухудшения социально-психологической атмосферы, возникновения конфликтов, снижения социальной и деятельностной активности.
Практика показывает, что состязательность там, где она организована, сбалансирована и регулируема, может рассматриваться как один из методов управления качеством образования.
4.Образовательный процесс - это последовательное формирование профессионального сознания и компетенции. Отсюда возникает метод компетенции. Он заключается в регулировании вариантов компетенции. Не может быть единого и одинакового для всех уровня и характера компетенции. Существуют различные способности, интересы и ценности. Существуют различные представления о карьере. Методы компетенции как методы управления качеством образования проявляются в обеспечении формирования компетенции в соответствии с конкретными условиями образовательного процесса. Это варьирование тематикой самостоятельной работы, консультирование научной деятельности студента, обеспечение выбора, насколько это возможно, методики освоения знаний.
5.В другой группе специализированных методов управления качеством центральное место занимают методы тестирования. Иногда полагают, что тестирование - это не более чем способ оценки знаний или качеств человека. В действительности практика тестирования уже переросла эти свои функции. Сегодня тестирование используется как метод управления качеством образования. Тест, в зависимости от того, как и для чего он разработан, как используется в образовательном процессе, является разнообразным средством воздействия. Тест может выполнять роли: информационно-поисковой системы, методического приема систематизации знаний, корректировки знаний, консультационной программы, средства оценки качества образования и его мониторинга. Тест можно использовать как средство эмоциональной зарядки учебной деятельности. Разработка и использование теста - это большое искусство управления образовательным процессом. Отдельными методами управления, дополняющими методы тестирования, являются методы самооценки. Они могут быть различными: в виде тестов или с участием педагога, или с использованием групповой работы.
. Венчают систему методов управления качеством образования методы самопознания. В процессе образования студенту необходимо не только получить знания или освоить необходимые навыки, но познать самого себя: свои способности, тип мышления, слабые и сильные стороны характера. Это тоже качество образования, которое рождается в управлении образовательным процессом.
Методы управления в значительной мере характеризуют искусство управления, ибо они предполагают выбор, который определяется целью образования, конкретной ситуацией и потенциалом качества (ресурсы и условия их использования).
Всякое управление является процессом, который отражает как естественную, закономерную последовательность действий, иначе не получится воздействия на объект управления, так и последовательность эффективного воздействия, которую мы называем технологией управления.
Процесс управления предполагает общее распределение всех его операций по этапам целеполагание, ситуации, определения проблемы, принятия решений. Технология управления - построение конкретной последовательности действий с учетом общей закономерности и реальных условий управления (объект, ресурсы, потенциал и пр.). В технологии управления могут быть: последовательно-линейные, возвратно-поступательные схемы действий, последовательно-корректировочные, разветвленные на определенных этапах, поисковые, прерывистые и др.
Технология управления качеством образования должна быть предметом специальной разработки и соответствовать технологиям образования.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.