Целью анализа состояния работы с персоналом является выявление внутренних резервов повышения эффективности использования персонала в администрации МО Алапаевское.
Основными задачами анализа являются:
- оценка обеспеченности персоналом;
- анализ структуры и состава персонала;
- выявление возможностей и потребностей персонала, степени сплочённости коллектива, уровня удовлетворённости трудом и условиями труда.
Основными источниками информации при анализе персонала являются: статистическая отчетность, материалы отдела информации и работы с кадрами, данные табельного учета.
Как такового отдела управления персоналом в организации не существует. Всю работу с персоналом осуществляют заместитель директора по кадрам и специалист информационно-кадрового отдела, в обязанности которых входит, в первую очередь, учет личного состава организации, для чего осуществляется:
1. Оформление приема, перевода и увольнения работников.
. Ведение и учет трудовых книжек.
. Подготовка необходимых материалов для квалификационных, аттестационных комиссий.
. Оформление и учет отпусков.
. Оформление и выдача справок.
. Оформление документов для назначения пенсии.
. Организация контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего распорядка.
В своей деятельности заместитель директора и специалист руководствуются:
- законодательными и нормативными правовыми актами;
- трудовым законодательством;
- формами и методами контроля исполнения документов;
- структурой и штатами организации;
- правилами оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников;
- порядком установления наименований должностей служащих, общего и непрерывного стажа определенной работы, льгот и компенсаций, оформления пенсий работникам;
- порядком учета движения кадров и составление отчетности;
- правилами и нормами охраны труда;
- должностями сотрудников и распределением обязанностей между ними;
- нормами служебного этикета.
Рассмотрим состав и структуру персонала в организации. В настоящий момент в организации работает 90 человек, в том числе Глава администрации, заместители главы, ведущие специалисты, специалисты, экономисты, плановики, финансисты, юристы, инженеры, обслуживающий персонал.
С целью анализа существующего социально-психологического климата в коллективе организации, а также для определения возможных направлений управленческой деятельности по созданию благоприятного социально-психологического климата, нами были выделены следующие критерии:
- возрастная структура персонала;
- образовательная структура персонала;
- стаж работы сотрудников;
- удовлетворённость работников профессиональной деятельностью и условиями труда;
- сформированность социально-психологического климата в коллективе.
Такие социально-демографические характеристики, как пол, возраст, образование имеют существенное значение в формировании социально-психологического климата коллектива.
Возрастная структура представлена на рисунке 2.2 в количественном и долевом соотношении к общей численности сотрудников (90 человек).
Возрастная структура коллектива администрации МО Алапаевское
Рисунок 2.2. - Возрастная структура коллектива администрации МО Красноуфимский округ (2010-2011 гг.)
Возрастной состав группы определяет некоторые особенности формирования социально-психологического климата. Так, в молодежных коллективах социально-психологический климат зависит от возможностей и организации общения вне работы, потому что у молодежи повышенная потребность в общении, и в рабочее время она не удовлетворяется.
Если такой возможности нет или руководитель игнорирует эту проблему, то разобщенность в коллективе может возникнуть из-за наличия различных референтных групп «на стороне» у членов этого коллектива.
В коллективе людей старшего возраста также есть проблемы, связанные с возрастными изменениями личности, проявляющимися в ранимости, претензиях различного рода и т.п. Желательно, чтобы в коллективах разница в годах не превышала 15 лет, иначе возможно расслоение на «возрастные» группировки.
В данном случае коллектив разновозрастный, самую большую долю занимают работники в возрасте 51-55 лет (33%), что достаточно характерно для государственной службы. Меньше всего в коллективе людей в возрасте до 30 лет (11%) и в возрасте 56-60 лет (15%).
Разница в возрасте между членами коллектива в некоторых возрастных категориях превышает 15 лет. В данном коллективе действительно существует расслоение на возрастные группировки, что снижает возможность эффективного профессионального и межличностного общения.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.