· Программирование - конкретное обоснование реализации решений, прогнозов, моделей и планов по временному и пространственному признаку
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния туристской организации. Исходя из миссии и основных принципов турфирмы, отвечающих на вопрос «зачем?», формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизуются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы - материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости пересматриваются задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план.
Единого метода планирования, который бы соответствовал всем ситуациям, не существует. Организационное (внутрифирменное) планирование в конкретной фирме может основываться на использовании различных методов.
Весь процесс планирования можно разделить на две стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (текущее планирование).
Стратегическое планирование характеризуется как процесс, в котором рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков.
С точки зрения технологии, стратегическое планирование определяется как:
) установление стратегических целей;
) разработка стратегий по достижению поставленных целей;
) распределение необходимых для реализации целей ресурсов.
Стратегические планы составляются с целью хотя бы частично ослабить или преодолеть неопределенность, складывающуюся даже в сравнительно близком будущем организации.
Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, прогноз его будущего состояния, а также оценка собственного потенциала (SWOT-анализ).
Стратегическое планирование деятельности предприятия сферы туризма предусматривает применение новых методов:
Ø Построение сценариев различного типа, например, оптимистического или пессимистического
Ø Разработку планов на ситуативной основе, то есть применительно к разным гипотезам о будущем.
Текущее планирование - планирование на срок до одного года, которое ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей, находя воплощение в краткосрочных и оперативных планах.
Здесь к тактическим вопросам относятся: создание определенной организационной структуры, порядок найма сотрудников, технология оборота документов, процедуры взаимодействия с потребителями продукции и контрагентами.
Исходным этапом составления текущего плана является прогноз сбыта, который основывается на сведениях о величине продаж за истекший период, оценке рыночной конъюнктуры, характера конкуренции. Исходя из этого, определяются объем производства в плановый период и, соответственно, потребности в услугах поставщиков туруслуг, рабочей силе.
По мере нормализации хозяйственных процессов менеджеры туристических фирм всё больше убеждаются в том, что без инструментов стратегического и текущего планирования деятельности их предприятия нельзя добиться эффективного развития.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.