Персонал, или кадры - это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.
Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив с целью обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, сознательного труда отдельных его работников, направленного на достижение целей предприятия.
Оценка персонала - установление соответствия деловых и личных качеств работника требованиям должности или рабочего места. Оценка работника в организации служит трем основным целям:
· административной - повышение по службе, понижение, прекращение трудового договора. В данном случае оценка работника проводится для принятия административных решений;
· информационной - в результате этой оценки появляется возможность информировать сотрудников об относительном уровне их работы. В итоге служащий узнает сильные и слабые стороны своей трудовой деятельности;
· мотивационной - результат оценки представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, их можно поощрить.
Немаловажным элементом тактической системы управления персоналом, напрямую связанным с его профессиональной адаптацией, является обучение персонала. Дефицит квалифицированных кадров по-прежнему остается острой проблемой для туристских предприятий, и руководители туристских компаний констатируют, что программа профильных вузов в большинстве случаев далека от реальных потребностей рынка, молодые специалисты часто оказываются не готовыми к выполнению служебных обязанностей. Поэтому многие туристские предприятия вынуждены самостоятельно обучать кадры.
Часто руководители предприятий прибегают к такой форме обучения сотрудников, как семинарские занятия, на которых менеджеры получают всю необходимую для работы информацию.
Практика менеджмента туризма свидетельствует о том, что поддержание знаний персонала на высоком уровне рассматривается как один из важнейших элементов эффективной работы фирмы.
Необходимость профессионального развития персонала связана:
· с совершенствованием технологий туристского бизнеса;
· изменением рыночных отношений и обусловленной этим необходимостью в инновациях;
· изменениями в системе личностных ценностей сотрудников предприятия.
Эффективное управление персоналом направлено на повышение качественного и количественного уровня выполнения работы руководителем или специалистом.
Сервисная деятельность, как и любая другая, регулируется государственно-правовыми, культурными и нравственными нормами.
Деловой этикет - это тот раздел корпоративного этического кодекса, который легче других поддается контролю и регламентации. Выполнение норм этикета касается только внешнего поведения и не затрагивает сферы морального сознания, иногда от деловой этики остается только этикет.
Этикет, в свою очередь, - это детально разработанные правила, включающие:
· культуру речи и умение вести беседу
· внешний вид, одежду
· умение управлять своими эмоциями
· формы знакомства, приветствия и прощания
· правила поведения за столом
Кроме того, сюда необходимо отнести и правила обращения начальника с подчиненными, разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношений мужчин и женщин в процессе делового общения.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.