Труд мотивирован тогда, когда работник может удовлетворить свои потребности исключительно посредством своей трудовой деятельности.
Мотивированный труд - это целая система, в которой взаимодействуют следующие элементы:
· Потребности, которые работники будут удовлетворять
· Сам труд как деятельность, как поисковая активность
· Соотношение затрат и получаемой выгоды от труда
· Эмоции, субъективные переживания в процессе труда
· Установки в поведении работников как направленность любых проявлений психики и поведения
· Условия жизнедеятельности
· Идеалы человека, его интересы
Для мотивирования труда необходимо следующее:
Ø Определить набор благ, отражающий все основные потребности и интересы сотрудника
Ø Определить уровень удовлетворения потребностей каждого работника, его интересы
Ø Увязать определенные виды деятельности с набором благ, льгот и преимуществ
Мотивирование труда одновременно означает и его стимулирование, то есть создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее определенных показателей.
Стимулирование труда - сложная процедура. Стимулы могут быть как материальными (денежная зарплата¸ премии), так и нематериальными (награды, престижность труда, возможность роста, планирование карьеры, возможность самореализации).
Стимулирование персонала с учетом мотиваций направлено на повышение качества обслуживания потребителей, рост профессионального мастерства, на поощрение к внесению предложений по совершенствованию различных направлений деятельности компании. С этой целью используются стимулы в виде денежных премий, подарков, бесплатных поездок, конкурсов профессионального мастерства, обучения.
Для формирования мотивации персонала особенно уделяется внимание вопросам информирования работников о целях компании, ее истории, принятых методах и стиле управления, функциях и ответственности, возлагаемых на лиц, занимающих определенные должности.
Сущность наиболее распространенных и эффективных стратегий мотивации сегодня состоит в том, что все работники становятся прямыми участниками процессов совершенствования деятельности компании. Вследствие умело проводимой работы с персоналом у работников пробуждается гордость за свою компанию, желание сделать ее лучше конкурентов. Внутри коллектива возникает не соперничество, а сотрудничество, доверие, формируется особая философия, внедряется стиль предприятия.
Кроме того, нельзя забывать о справедливом вознаграждении за труд. Уровень оплаты труда должен быть таким, чтобы ее работники не завидовали сотрудникам конкурирующих фирм. Поэтому руководитель фирмы должен помнить о следующих принципах:
· Оплата по результатам труда
· Уверенность и защищенность работников
· Стимулирующий и мотивирующий аспекты зарплаты
· Дополнительные (поощрительные) формы оплаты труда за личный вклад
Очень важно определить форму оплаты труда и стимулирование работников.
Повышение эффективности туристического бизнеса напрямую связываются с возможностями улучшения работы персонала. Индустрия туризма уникальна тем, что персонал составляет часть турпродукта, поэтому главные усилия менеджмента в туризме должны быть направлены на управление персоналом (человеческими ресурсами).
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.