Каждое предприятие может формировать свою организационную структуру, свое разделение труда, используя типовые блочные решения в том или ином сочетании.
Исходной базой при проектировании структур управления является содержание деятельности и структура объекта управления, т.е. производства и вытекающих из него функций управления и факторов, влияющих на объем управленческой деятельности.
К объектам исследования относятся: коллектив, производственный процесс, предприятие.
Одной из проблем менеджмента - это повышение результативности управляющих. Решается эта проблема, прежде всего на основе разделения труда менеджеров, то есть специализацию управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничения полномочий прав и ответственности. [2, с. 163]
Задачей менеджера является построение такой структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам организации.
Понятие «организация» имеет два значения: первое - это функция управления, вторая - форма объединения людей, осуществляющих совместную деятельность. Фундаментальным свойством и сущностью организации как функции управления является объединение элементов (людей, вещей, идей) в системное целое. «Организовать, - значит объединять людей для выполнения определенной работы. Само объединение мы можем назвать «организацией». Имеется определение: организация - это создание целесообразно устроенного целого. Применительно к производству организация понимается как «система мер, направленных на рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производства: рабочей силы, орудий и предметов труда».
В практической деятельности организация совместной работы людей в конечном итоге определяет порядок их совместных действий (взаимодействий) в процессе достижения планируемых результатов. Для этого определяются цели, необходимые ресурсы, методы; устанавливается продолжительность выполнения заданий; субъект управления наделяется соответствующими правами по руководству людьми. Такой подход различается в организации следующие элементы: действие, его подготовку и волевой акт. [1, с. 154]
Сказанное выше позволяет сделать вывод об основных сущностных элементах понятия «организация». Это - цель, дифференцированная на конкретные задачи или подцели; механизмы объединения (для ее реализации) необходимых компонентов в системное целое, выработанные и установленные для этого порядка, последовательность, продолжительность, сроки, пространственные координаты, сфера или границы действий; методы, ресурсная потребность для осуществления необходимых действий и взаимодействий частей целого.
Включение в понятие «организация» перечисленных выше элементов позволяет сформулировать его в достаточно широком виде. Организация - это процесс установления последовательности целого, соподчиненного и согласованного в пространстве и времени взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей специально выработанными для этого методами и выявленными средствами с наименьшими затратами ресурсов. [5, с. 254]
«Организация» обычно применяется к двум взаимосвязанным сторонам деятельности людей, то есть непосредственно к содержанию производственной деятельности и управлению ею, или к управляемой и управляющей её подсистемам. Различие при этом сводится к следующему: при рассмотрении содержания производственной деятельности под средствами понимаются предметы, орудия труда и исполнители. В управлении же, по сложившейся терминологии в этой сфере, - информация, средства организационной и вычислительной техники и управленческий персонал.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.