Одной из наиболее актуальных проблем в области образования в современных условиях является повышение его качества. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в Перспективной программе работ МО РФ решение задач качества образования заявлено, как приоритетное. В настоящее время произошли важные изменения в процессах международной стандартизации в области менеджмента качества. Принята новая версия стандартов ISO серии 9000: 2000 (ГОСТ Р ИСО серии 9000: 2001), регламентирующих процесс создания, сертификации и поддержания в актуальном состоянии систем менеджмента качества (СМК) на предприятии (в организации). В образовании делаются только первые шаги в области создания СМК. Процесс этот идет крайне медленно на фоне быстро развивающегося рынка труда и образовательных услуг, усиления конкуренции между образовательными организациями различных форм собственности, возрастающих запросов потребителей и необходимости предоставления гарантии качества на образовательную продукцию.
Образовательные организации можно считать одними из самых сложных в управлении организаций. Для них характерен высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимой продукции и услуг, большая социальная значимость результатов деятельности, значительный по длительности жизненный цикл продукции и услуг, исторически сложившаяся независимость и обособленность деятельности педагогического персонала образовательной организации, свобода преподавателя в выборе методик преподавания. Можно назвать много других специфических характеристик, которые порождают проблемы при создании и сопровождении СМК в ВУЗе.
НГТУ задачу создания СМК объявил как стратегическую. В данный момент они считают, что накоплен достаточный опыт, создано нормативное и ресурсное обеспечение, которые может служить фундаментом для работ по разработке и сертификации СМК на основе ГОСТ Р ИСО 9001: 2001. Они сознательно не форсировали события, поскольку понимали, что для эффективного функционирования СМК будут необходимы методики мониторинга для всех подсистем СМК, кадровые, информационные, финансовые, материально-технические ресурсы, подготовленная система административного менеджмента. Казалось неразумным тратить значительные ресурсы, создавать формальную СМК, которая не будет принята членами академического сообщества, а значит, будет обречена. Приобретенный опыт будет полезен образовательным организациям, которые только ставят перед собой задачу создания СМК. Основные процессы в ВУЗе - научный и образовательный. Вспомогательные процессы - ресурсное обеспечение: кадровое, административно-управленческое, нормативно-правовое, учебно-методическое и информационное, материально-техническое и социальное, финансовое и пр.
Связь с потребителями. Потребители ВУЗа: абитуриенты, учреждения среднего образования; обучающиеся; потребители специалистов, научно-технической продукции и образовательных услуг; органы управления образованием и общественные организации; персонал ВУЗа.
В НГТУ имеется полная инфраструктура до ВУЗовского образования. В Центр до ВУЗовского образования входят два лицея, 10 сертифицированных школ, 35 договорных школ, «Русская школа» для иностранцев, подготовительное отделение и подготовительные курсы. Ряд школ и отдельные преподаватели имеют «Сертификат доверия», предоставляющий их выпускникам льготы при поступлении в НГТУ.
Сотрудничество со школами позволяет готовить «своего» абитуриента. Университет является одним из учредителей Ассоциации лицеев и гимназий. Ассоциация - один из источников информации для оценки качества подготовки выпускников школ, формирования условий приема и принятия управленческих решений по взаимодействию школ и университета. Факультет повышения квалификации (ФПК) НГТУ помогает договорным школам повышать квалификацию преподавателей, институт дистанционного образования организовывает для абитуриентов дистанционные курсы к поступлению в университет.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.