Административный менеджмент. В НГТУ существует ряд структурных подразделений, реализующих функции менеджмента качества образования. Инициатором и организатором работ в области качества образования стал Научно-методический центр (НМЦ), созданный в 1991 г. Постепенное расширение спектра направлений деятельности привело к объединению вокруг НМЦ ФПКП организованной в конце 1996 г. кафедры оценки качества образования (ОКО) и филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (г. Москва). Основные направления деятельности данных структур - научные и научно-методические исследования в области качества образования, разработка и апробация методик и технологий мониторинга, мониторинг и анализ результатов, информационно-образовательные, организационно-методические, консалтинговые функции, разработка и сопровождение программно-информационного обеспечения. ФПКП специализируется в повышении квалификации специалистов в области качества образования. Отличительной особенностью организации учебного процесса на факультете является высокая степень обновления образовательных программ. Потребителям предлагается образовательная программа в области управления качеством, содержащая более 10 курсов.
В настоящее время профинансирован внутри ВУЗовский проект (ФОТ - 60000 руб.) на проведение диагностического аудита. Это этап, предваряющий разработку СМК. Планируется, что ядро рабочей группы проекта войдет в штатный состав отдела качества. Стала очевидной важность профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, владеющих теорией и методологией управления качеством и способных возглавить работы по созданию системы качества. Деятельность в области качества образования и накопленный опыт показывают, что, приступая к разработке СМК, необходимо помнить, что основой успехов является:
лидирующая и руководящая позиция руководства ВУЗа в процессах создания и поддержания в актуальном состоянии СМК;
поддержание в актуальном состоянии миссии и политики ВУЗа;
кадровый потенциал для организации и поддержания работ в области качества, приобщение к идеям качества членов академического сообщества;
введение в практику деятельности ВУЗа культуры самообследование;
тщательное планирование процессов проектирования и внедрения методов и технологий оценки качества в выделенных для мониторинга точках (отрицательный опыт запоминается надолго, отвергнутое ранее трудно возобновляется);
обсуждение результатов на всех уровнях и доведение принятых в области качества решений до всех членов академического сообщества;
понимание того, что главное в СМК - люди, которые ее создают, являются ее частью и одновременно потребителями.
Высшее руководство ВУЗа стремится демонстрировать сотрудникам ВУЗа свою приверженность целям создания и постоянного улучшения СМК посредством: акцентирования своей деятельности на важности выполнения требований потребителей, разработке миссии, видения, политики, целей в области качества, проведения анализа со стороны руководства, обеспечения необходимыми ресурсами. Процесс понимания проблемы ректоратом не был быстрым и легким. Ему способствовало участие высшего руководства в мероприятиях как федерального, так и международного уровней.
Один из принципов, которого придерживаются ректорат, эксперты и специалисты университета в области качества - постепенное, «мягкое» приобщение к идеям всеобщего управления качеством членов академического сообщества. Поэтому, формируя элементы СМК, они постепенно шли от разработки идей, методик и технологий к опытному опробованию, анализу результатов, подготовке персонала к инновации и, наконец, внедрению. Это позволяет избежать отторжения идей качества. Многократное обсуждение политики, концепций, программ в коллективах, на собраниях, советах, опубликование в открытой печати, ознакомление с результатами внутренней и внешней экспертизы, привлечение к участию в научных конференциях и семинарах по проблемам качества - единственно правильный путь в этом направлении. Этот процесс должен идти как по горизонтали, так и по вертикали управления.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.