Рисунок 17 - Анализ типа поведения руководителя ООО «Panasonic» в конфликтной ситуации
Проведенный анализ показал, что директор ООО «Panasonic» не склонен решать возникающие проблемы, а старается избегать конфликтных ситуаций. Поиск компромисса и сотрудничество в конфликтной ситуации также присущи стилю поведения в условиях конфликта, но в меньшей степени. Таким образом, при возникновении конфликта в коллективе, руководитель стремиться избежать разрешения спорных вопросов, что превращает проблемную ситуацию практически в неразрешимую и приводит к оттоку персонала, потребности в поиске и наборе новых работников, их обучению, адаптации в коллективе. Всё это негативно отражается на качестве работы персонала и создает дополнительные непроизводительные затраты.
Способность к сопереживанию - эмпатии - понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества. Эмпатичность руководителя позволяет ему лучше понимать своих подчиненных, всемерно учитывать «человеческий фактор» в процессе управленческой деятельности.
Для диагностики способности к эмпатии директора ООО «Panasonic» был применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна (39, С 201), состоящий из 33 предложений-утверждений. Результаты опроса представлены в таблице 2.7. Текст опросника представлен в Приложении 4.
Таблица 2.7 Анализ эмпатии директора ООО «Panasonic»
№ вопроса |
Ключ опросника |
Ответы респондента |
Полученные баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
- |
+ |
0 |
2 |
+ |
- |
0 |
3 |
+ |
- |
0 |
4 |
+ |
- |
0 |
5 |
- |
+ |
0 |
6 |
+ |
- |
0 |
7 |
+ |
+ |
1 |
8 |
+ |
+ |
1 |
9 |
+ |
+ |
1 |
10 |
+ |
+ |
1 |
11 |
- |
- |
1 |
12 |
- |
+ |
0 |
13 |
+ |
- |
0 |
14 |
- |
+ |
0 |
15 |
+ |
- |
0 |
16 |
+ |
+ |
1 |
17 |
- |
+ |
0 |
18 |
- |
+ |
0 |
19 |
+ |
+ |
1 |
20 |
+ |
- |
0 |
21 |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
+ |
- |
0 |
23 |
- |
- |
1 |
24 |
+ |
- |
0 |
25 |
+ |
+ |
1 |
26 |
- |
+ |
0 |
27 |
- |
+ |
0 |
28 |
+ |
- |
0 |
29 |
- |
+ |
0 |
30 |
- |
- |
1 |
31 |
- |
+ |
0 |
32 |
- |
- |
1 |
33 |
- |
- |
1 |
Итого |
13 |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.